Предыдущую часть читайте здесь.
Если вы начнете читать историю русско-турецких войн, то найдете немало интересных разделов о битве за Плевну, Крым или Закавказский регион – еще бы, Россия воевала в Османской империей за господство в Черном море и юго-восточной Европе практически 200 лет. А про битвы за огромное побережье от Сочи до Анапы вы мало там найдете информации – эти места достались Российской империи как бы бонусом в тех войнах, без большого кровопролития.
Турки держали в этих районах (Джубга, Туапсе, Геленджик) небольшие гарнизоны из дружественным им шапсугов (одна из народностей современных адыгов), которые охраняли основные перевалы, выводящие с севера к морю, но эти плохо вооруженные и не умеющие воевать батальоны были достаточно быстро разбиты казачьими полками. К тому же, есть подозрение, что шапсуги не очень торопились воевать до последнего бойца – это были обычные крестьяне и скотоводы, а не регулярное профессиональное воинство.
И после того, как Российская империя в конце XIX века окончательно установила контроль над всем северным побережьем Черного моря, практически весь берег остался не у дел. Были построены немногочисленные поселки, заселенные семьями служилых казаков, и на этом ограничились. Огромная территории от Сочи до Таманского полуострова до середины ХХ века так и не смогли найти нормальное народно-хозяйственное применение. Это обусловлено отчасти тем, что в этих местах горы слишком близко расположены к берегу. Частые сходы лавин, отсутствие больших по площади пригодных для пахоты долин тоже сыграло немалую роль в судьбе этого региона. Словом, побережье отвоевали у турков, а что с ним делать для обогащения империи не знали.
Но жизнь брала свое, по мере укрепления и расширения после Второй Мировой уже Советской империи, эти места превратились в дикую курортную зону. Вблизи Сочи, Туапсе, Геленджика или Анапы были построены цивилизованные базы отдыха, а все остальное побережье оставалось на откуп «диким» любителям черноморского отдыха, в небольших поселках местные жители со временем приспособились сдавать в аренду жилища. Примечательно, что даже плановая советская экономика так и не смогла достаточно влить средств в развитие этого региона как огромной и выгодной туристической базы.
По вполне понятным причинам не развивалась здесь и инфраструктура для исторического туризма, все же коммунистическая идеология старалась поменьше распространяться о подвигах русского оружия до ВОСР, если какие-либо сражения не имели мировой исторической славы. Выстроен огромный мемориальный комплекс оборонявшим Севастополь от фашистов, а вот о подвигах казаков остался лишь небольшой полуразрушенный форт в Архипо-Осиповке. На мой взгляд, эта составляющая была отвергнута напрасно по идеологическим соображениям, особенно, когда строились автомобильная и железная дороги вдоль побережья – варварски были взорваны все остатки укреплений последних русско-турецкий войн.
Задумался я об этом недавно, когда посмотрел, насколько бережно израильские власти сохраняют все связанное с достаточно нелюбимой евреями историей рождения и жизни Иисуса Христа. И дело даже не в том, что сохраняют (христианские государство неплохо финансировали этот процесс и до образования в Палестине Израиля). А просто если заглянете на туристический сайт о Израиле и посмотрите надписи на карте, увидите, как бережно там все расписано – вот здесь родился Иисус Назореянин, а вот здесь его крестили, здесь жил Ирод, здесь нашли камень с упоминанием Понтия Пилата. Там чуть ли не каждый камушек или деревце с бирочкой — историческая канва, от чего лечит, с какой планеты упало, кто из великих тут поужинал тысячу лет назад. И при этом ничто не мешает Израилю быть крупнейшим курортом нашего континента.
Этот небольшой исторический экскурс я сделал для того, чтобы вы поняли мои ощущения от встречи с морем в этой поездке. Дело в том, что до нее я лишь прилетал на самолете или приезжал на поезде в конкретный курортный городок, там наслаждался морем и курортной инфраструктурой. И чаще бывал или в Крыме, или в Сочи, или в Анапе. А вот поездить своим ходом свободно по всему побережью довелось впервые. Я был удивлен – любое место на берегу можно превратить в отличную зону отдыха, при современных технологиях строительства никакие лавины не страшны, но на десятки километров тянется берег усыпанный галькой и небольшие селения местных жителей.
Я видел подобное в долинах Уральского хребта, но там, понятно – там моря нет, а здесь было непонятно, почему все настолько пустынно. Именно в таком виде мы все здесь застали, когда и скудное советское финансирование региона после развала СССР превратилось в совсем тоненький ручеек. И даже за последние десять лет после принятия кучи программ по развитию черноморского туризма, когда стали расти, как грибы современные мини-отели и турбазы, еще много там не охваченных туриндустрией участков. Но в дальнейшем мы нашли и свои плюсы в этом положении дел, расскажу в одном из следующих материалов.
Лезгинка по-адыгски.
Читайте дальше.
Комментарии