Ходовые испытания ВАЗ-1111 «Ока». 1987 год.

По мнению разработчика кузова Юрия Верещагина, «Ока» серии «200» была не просто исправленным вариантом предыдущего прототипа, а большим шагом вперед, превратившим подобие самодвижущейся коляски в полноценный автомобиль. В 1985 году было изготовлено 16 микролитражек серии «200». Они также подверглись стендовым и дорожным испытаниям, в том числе – горным, на перевалах Кавказа.

На этот раз «Ока» привела водителей-испытателей в восторг. Они единодушно отмечали хорошую управляемость, динамику, маневренность машины; ее вполне приличную эргономику и, что было несколько неожиданно, – проходимость! Тем временем на СМЗ работали над созданием версий для инвалидов. На образцах серии «100» были успешно опробованы ручные приводы газа и тормоза, а в начале 1986 года на собранных в Серпухове прототипах второй серии испытания прошел электровакуумный привод сцепления.

Ходовые испытания ВАЗ-1111 «Ока». 1987 год.

О том, как к этим разработкам относились на ВАЗе, свидетельствует мимоходом брошенная фраза тольяттинского испытателя В. Костякова, запечатленная беспристрастными летописцами в книге «Высокой мысли пламень»: «Серпуховские специалисты по-прежнему не оставляли идеи производить автомобиль для инвалидов». И это – о машине, создание которой стало возможным именно благодаря инициативе серпуховчан!. Летом 1986 года прототипы последней, «300-й» серии прошли южные климатические испытания в Азербайджане и Туркмении, а зимой – северные: в Коми АССР, под Ухтой, где столбик термометра порой опускался до отметки « – 46». В этих испытаниях принимали участие специалисты всех трех заводов.

Ходовые испытания ВАЗ-1111 «Ока». 1987 год.

Суммарный пробег прототипов всех трех серий в конечном итоге составил 1,2 млн. км. – «всего-то» 30 раз объехать по экватору вокруг земли! В 1987 году на Дмитровском полигоне и в ходе автопробега к Запорожью прошли государственные приемочные испытания «Оки». В сентябре Госкомиссия рекомендовала автомобиль к производству. Но самое главное испытание «Оке» выпало в современных условиях рыночной экономики, когда стало возможно купить автомобиль в Задонске и других регионах России, причем — как иномарку, и уж, тем более — отечественные модели. И в своем классе «Ока» в регионах до сих пор пользуется популярностью.

«A» ©