О разработке новой модели «Запорожца» в народе начали поговаривать уже через пару лет после запуска в серию первенца запорожского автозавода – ЗАЗ-965. «Явление «966-го» не стало для людей неожиданностью, однако метаморфоза, которую претерпел неуклюжий, но всеми любимый «гадкий утенок», превзошла даже самые смелые ожидания.
Во второй половине 60-х годов «горбатый» «Запорожец» на фоне заполонивших улицы наших городов «21-х Волг» и «407-х Москвичей» выглядел вполне достойно, а если принять во внимание его доступность, компенсирующую все недостатки конструкции и обеспечивающую первому отечественному «народному автомобилю» повышенный спрос, то можно констатировать: острой необходимости в создании принципиально новой модели ЗАЗ не было. Не было, прежде всего, потому, что в те времена не была развита доставка живых цветов или пиццы по городу. И такой компактный автомобиль не был востребован в народном хозяйстве.
Однако одновременно с началом серийного производства «965-го» (1 октября 1960 г.) молодые и амбициозные сотрудники КБ завода «Коммунар» в инициативном порядке начали разработку новой модели. Их можно понять: «горбатый» являлся для запорожского автозавода «приемным ребенком», доставшимся от «суррогатных родителей» – НАМИ и МЗМА, в свою очередь, «воспитавших как своего» итальянский FIAT-600. Разумеется, хотелось создать собственную модель, «ни в чем не уступающую…» и т.д.
В 1959 году на должность руководителя архитектурной мастерской КЭО завода «Коммунар» был приглашен Юрий Викторович Данилов, незадолго до этого принимавший участие в разработке дизайна перспективной «Волги» ГАЗ-24.
В книге «Высокой мысли пламень» он вспоминает:
В 1960 году приступили к разработке внешних форм и интерьера перспективной модели (проект 966). Нельзя не упомянуть, что главный конструктор Ю.Н. Сорочкин настолько понимал специфику дизайна, что никогда не лез в текущие дела с советами и рекомендациями. Конечно, нельзя утверждать, что окончательное решение модели ЗАЗ-966 получилось в итоге оригинальным. Однако перспективность выбранного направления оказалась верной, и автомобили ЗАЗ-966/968 выпускались до начала 90-х гг.
Художники-конструкторы действительно творили в свое удовольствие. На снимке, иллюстрирующем упомянутый период работы над проектом «966», хорошо видно, что макет будущей машины являет собой совершенно оригинальную разработку, в равной степени далекую как от «965-го» «Запорожца», так и от каких бы то ни было зарубежных аналогов. Более того, внешность уже серийного ЗАЗ-966 оказалась настолько удачна, что и в начале 90-х выглядела самобытно, но не архаично!
Однако именно это «невмешательство» «главного» привело к тому, что, увлекшись созданием «настоящего» автомобиля, конструкторы упустили весьма принципиальный момент: «горбатый» при всех своих недостатках был, во-первых, невелик и легок, а, во-вторых, относительно дешев (он стоил столько же, сколько1000 бутылок водки по 1р. 80 коп.), за что ему всё прощалось. «966-му», претендующему на статусную «полноценность», компенсировать недочеты предшественника было практически нечем.
Читайте дальше.
Комментарии