Советские граждане, как потребители, по сути оказались заложниками внешней политики КПСС, и особенно это было заметно по развитию массового потребительского автопроизводства. Все, что у нас производилось из автомобилей «для народа», на самом деле не содержало мотивации насытить внутренний рынок доступными качественными автомобилями. Главным недекларируемым трендом было желание «пустить пыль в глаза» капиталистическому Западу.

И поэтому, когда к середине шестидесятых годов стало окончательно ясно, что легковые автомобили, выпускаемые на ГАЗ и АЗЛК давно морально устарели относительно новинок мировых автопроизводителей, был заключен контракт с концерном Fiat, в результате которого к началу семидесятых был построен ВАЗ в Тольятти, который также не смог решить задач конкуренции советских авто на внешнем рынке.

Еще хуже обстояло дело в секторе производства мотоциклов (достаточно значимый сектор, кстати, особенно в Европейских странах и Японии). Что мы имели к началу семидесятых – «Урал», который практически невозможно было встретить в свободной продаже (он распределялся для нужд сельского хозяйства и МВД), «Минск» — очень тяжелый при недостаточной мощности мотоцикл с просто убийственно неудобной системе переключения скорость, и еще выпускался мотоцикл «ИЖ», ничуть не лучше минского аналога.

Но молодежь мечтала поскорее «встать на колеса», мечтала о скорости, только автомобиль купить молодому специалисту было не по карману, а имеющиеся модели мотоциклов подходили разве что для поездок в райцентр. Самым распространенным и доступным видом личного мототранспорта для молодежи к началу семидесятых был, пожалуй, только мопед. И, самое главное – из продукции в секторе мотоциклов абсолютно нечего было представить на экспорт.

Примечательно то, что даже в Чехословакии производился прекрасный конкурентноспособный мотоцикл «Ява», и даже поставлялся в СССР, но в таких количествах, что очередь на покупку этих мотоциклов по времени была сопоставима с очередью на покупку «жигулей». Вы можете себе представить, что начав копить на мотоцикл после армии в двадцать лет, вы его могли приобрести, в лучшем случае к 25-26 годам, когда уже есть семья, когда меняются приоритеты, вам уже не скорость нужна, а то, на чем с дачи картошку возить осенью.

Да и сам «ИП-Спорт» изначально стоил немало, первоначальная стоимость 1200 рублей (всего в четыре с половиной раза дешевле недорогих «жигулей»). И хотя мотоцикл декларировался, как ТС для сельской молодежи, едва ли колхозная молодежь могла себе такой позволить, если только не работала в бригадах «шабашников». У меня были два брата приятелями, которые в конце семидесятых активно «шабашили» в городе, делали ремонт квартир частным образом, отделочные работы. Вот они еще до ухода в армию купили себе по мотоциклу «ИП-Спорт». Мы им завидовали сильно.