В начале 1983 года Поляков принял судьбоносное решение, позволявшее одним махом разделаться со всеми накопившимися в его ведомстве проблемами. Ситуация сложилась следующая: во-первых, проектировать и главное выпускать совершенно новый, достойный автомобиль для инвалидов действительно было необходимо, при этом в существующем виде СМЗ совершенно для этой задачи не подходил, а «свободными» деньгами на капитальную реконструкцию завода государство не располагало.
Во-вторых, гонка вооружений привела к нездоровому перекосу в советской промышленности. Страна так увлеклась производством товаров группы «А» (то есть средств производства), что почти забыла о товарах группы «Б» – потребительских. Дабы понятие «дефицит» не распространилось на все товары народного потребления, ЦК КПСС и Совет Министров СССР ещё в декабре 1966 года издали Постановление (N 979 «О максимальном использовании имеющихся резервов и местных возможностей для увеличения производства товаров народного потребления»), обязующее все крупные промышленные предприятия помимо основной продукции – станков, тракторов и ракет – производить изделия «ширпотреба», причем не менее чем на 5 копеек с каждого рубля. Для многих промышленных гигантов это стало головной болью. На ВАЗе, например, пытались наладить производство чугунных сковородок и наплитных утюгов, но потребители широту жеста не оценили.
И, в-третьих, автопроизводители во главе с Поляковым действительно хотели освоить производство внеплановой «народной» микролитражки. Сколь бы высокопарно это не звучало, но именно в создании новых автомобилей заключалось их призвание.
Комбинация, «разыгранная» Поляковым, была по-настоящему красива. Министр инициировал государственный заказ на разработку и производство автомобиля для инвалидов в объеме 10 тысяч машин в год. Заказ совершенно оправданный и объективно необходимый, поскольку забота о здоровье советских граждан всегда была реальной, а не декларативной. Поскольку Серпуховский мотозавод, до сих пор владевший монополией на производство «инвалидок», выполнить заказ был не в силах, необходимые производственные мощности следовало создать на ВАЗе и КамАЗе, причем с использованием их собственных ресурсов. Последнее объяснялось тем, что производство «автомобиля для инвалидов» – по 20 тысяч штук в «общегражданском» исполнении в год – шло автогигантам в зачет «ширпотреба». И еще 10 тысяч – СМЗ, но именно в инвалидном варианте и как основную продукцию.
Таким образом, инвалиды наконец получали полноценное транспортное средство, ВАЗ и КамАЗ решали проблему с ширпотребовской обязаловкой, и при этом появлялся шанс разработать по-настоящему народный автомобиль современной конструкции.
Комментарии