Ford-V8-40

Работы над адаптацией конструкции Ford-V8-40 к российским эксплуатационным реалиям и возможностям завода начались в экспериментальном отделе ГАЗа осенью 1933 года. В команду Липгарта вошли В.И. Борисов, Л.В. Косткин, А.М. Кригер, Н.Г. Мозохин, Н.В. Новоселов, В.И. Подольский и Ю.Н. Сорочкин.

А работать было над чем. Фордовский прототип причудливым образом сочетал в себе как достаточно прогрессивные даже для Америки решения (например, использование мощной V-образной «восьмерки» на сравнительно небольшом и недорогом автомобиле), так и явную «экономию на гвоздях»: недостаточно сильные для столь динамичной машины тормоза с механическим приводом и поперечные рессоры подвески.

От «родного» двигателя Ford-V8 отказались сразу. Горьковский завод не мог освоить производство нового мотора достаточно быстро, и, кроме того, оснащать таким силовым агрегатом грузовики было бы накладно, да и незачем. Для экономии всех ресурсов при переходе на новую модель в разработку был взят хорошо зарекомендовавший себя «движок» ГАЗ-А.

Он получил систему смазки под давлением, автомат опережения зажигания, усовершенствованный карбюратор с экономайзером и автоматическим клапаном воздушной заслонки, коленвал с противовесами и контактно-масляный воздушный фильтр; циркуляционная система охлаждения с термосифоном включала в себя водяной насос.

Рабочий объем не увеличивали, однако, благодаря изменению фаз газораспределения, увеличению на 0,8 мм хода клапанов и повышению степени сжатия с 4,2 до 4,6 мощность двигателя возросла с 40 до 50 л.с. Кроме того, увеличенная степень сжатия позволила адаптировать двигатель к наиболее распространенному тогда в нашей стране бензину с октановым числом 59-65. Впервые была использована так называемая «плавающая», то есть включающая в себя амортизирующие элементы, подвеска двигателя, что позволяло снизить вибрацию и шум.

«A» ©

PS. Новая укреплявшаяся при помощи Сталина советская бюрократия по-своему тоже торопила конструкторов с решением задачи создания персонального автомобиля. Причин было две: явная – ведь кто-то нес прямую ответственность за этот проект; вторая скрытая – новые бюрократы хотели продемонстрировать этот атрибут власти. Автомобили с водителем – подробнее «персоналки», в те времена просто так не выдавались каждому чиновнику государственного аппарата. Существовала строго ранжированная иерархия. И просто так купить автомобиль, нанять водителя было практически невозможно. Да и помыслить об этом было опасно.