Непродолжительный, но яростный шторм «аэрокосмической» эстетики в автодизайне, основательно всколыхнувший американский автопром во второй половине 50-х годов, до Европы докатился в виде невразумительных отголосков, выраженных лишь в появлении килеобразных наверший задних крыльев некоторых машин и продиктованных этой особенностью формой задних фонарей.
Большинство европейских производителей «готический» бум то ли умышленно проигнорировало, то ли просто не успело адекватно на него прореагировать. Так или иначе, помпезный экстерьер формата «Москвич-402/407/403» или «ГАЗ-21» в начале 60-х постепенно начал уступать место лаконичному и функциональному дизайну «новой волны», а-ля ФИАТ-124 или (хотя и с оговорками) «Москвич-408».
Совершенно очевидно, что надежды на свои внешнеторговые успехи «Автоэкспорт СССР» связывал с моделью МЗМА нового поколения, однако и на ближайшие пару лет подстраховаться не мешало. Нельзя сказать, что «Москвич-407» за рубежом выглядел слишком архаично, но для удержания завоеванных на западных рынках позиций «старичку» не помешал бы фейслифтинг.
И он был произведен. Впервые в истории отечественного автопрома заводские художники-конструкторы модифицировали экстерьер специально для экспорта. Впервые «оперение» экспортной версии принципиально отличалось от оперения машин для внутреннего рынка.
PS. Экспортные варианты отечественных «Москвичей», понятно, были необходимы СССР для присутствия на межденародном автомобильном рынке, но успешно конкурировать, к сожалению, удавалось только ценой, наша экономика, реализуя автомобили в Европе или США за валюту, теряла рубли отечественного потребителя, готового годами стоять в очередях и откровенно переплачивать за наши авто (для примера, на «черном рынке» в СССР тот же «Москвич-403» нелегально стоил до 4500-5000 рублей — теневые «цеховики» часто за такие деньги покупали выигравшие автомобиль лотерейные билеты, поскольку легально не имели возможность потратить свои накопления).
В этой разнице стоимости наших автомобилей на Зпаде и на внутреннем рынке высветилась настоящая покупательная стоиомсть советского рубля (даже деноминированного). Да что там рубль или автомобиль — в СССР полноценно не могли обеспечить даже колесной резиной уже проданные и ездиящие по дорогам частные автомобили. Сейчас когда мы привыкли к тому, что авторезина летняя отдельно, зимняя отдельно, трудно представить себе, что в шестидесятых годах автолюбители, только купив автомобиль, получали талон на очередь за резиновыми покрышками. И эта очередь длилась еще два-три года. Это притом, что люди круглый год ездили только на одном варианте резины — летнем.
Комментарии