«И вот мне приснилось, что сердце мое не болит, оно колокольчик фарфоровый в желтом Китае», спел когда-то Александр Вертинский песню на слова Николая Гумилева после посещения Шанхая и общения с российскими эмигрантами. Но это все образ поэтический, несколько притянутый к действительности, да еще и созданный воображением поэта, который никогда в Китае не был. А вот Шанхай к началу ХХ века практически и китайским назвать было трудно.

Половина города практически была отстроена в европейском стиле, поскольку Шанхай использовали французские торгово-промышленные компании для организации региональных представительств и складов – город то является портом в Тихоокеанском бассейне. У Британцев были индийские порты, у России было Приморье с Владивостоком, а французы отстроили под свои нужды Шанхай.

Если вы зайдете в шанхайский «Музей почты», то увидите много экспонатов и фотографий, свидетельствующих о том, что город скорее был европейской колониальной столицей, чем китайским поселением. Естественно, что после победы большевиков именно туда направилась большая часть белой эмиграции, воевавшая во время Гражданской войны в Сибири и на дальнем Востоке. Они туда отправились не для того, чтобы там остаться, а чтобы через Шанхай добраться до Франции. Но многие так и остались. Климатические условия и география китая позволяли без проблем с акклиматизацией жить русским людям в любом регионе страны, но они сильно были зависимы от европейской инфраструктуры – бежали то из России, в основном, представители «голубых кровей».

Шанхай. КНР

В тридцатые годы прошлого столетия город использовался и для агентурных конспиративных представительств крупнейших разведок, в том числе там работали и сотрудники ГПУ. Поэтому жизнь в городе была спокойной лишь внешне, а в глубине по-европейски респектабельно выглядевших кварталов кипели свои трагические страсти. Любителям посмотреть на исторически эпохальное место, прежде всего, на город, хранящий следы и дух белой эмиграции, непременно нужно там побывать.

Период коммунистического маоистского правления в КНР наложил свой отпечаток и на Шанхайские реалии – построенный нашими эмигрантами православный храм Святого Николая в 1934году и сейчас занимает какая-то китайская компания. Правда, говорят, что в этом году местные власти позволили провести в церкви Пасхальное богослужение. Основу белоэмигрантов составляли прибывшие в Шанхай в 1922 году военнослужащие эскадры адмирала Старка. И в те времена полуфеодальное китайское руководство даже не смело ничего возразить ни французам, ни русским.

В городе были открыты русские школы, театры, рестораны, балетная школа – по сути это был большой Russian-town середины ХХ века, в котором китайские законы практически не действовали. В период правления Мао националистические настроения в Китае укрепились и при поддержке СССР большинство русских вынуждены покинуть это место. Сегодня это, безусловно, один из крупнейших торгово-промышленных центров КНР, и хозяева там китайцы, а не русские или французы. Но русский дух, русская грусть до сих пор витает в некоторых кварталах Шанхая.