СМЗ-С3Л

Предыдущий материал читайте здесь.
Главной задачей нового конструкторского бюро стало создание нового, более подходящего мотора для мотоколяски и модернизация слабых мест шасси. И если совершенствование трансмиссии и ходовой части требовало прежде всего инженерных решений, то с двигателем снова всё упиралось в ограничения технического задания: использовать можно было только то, что уже производится.

Созданную в 1955 году версию СМЗ-С2Л потребители так и не увидели. На ней стоял экспериментальный двухцилиндровый двигатель с той же, что и у исходной модели поршневой группой. Соответственно, объем вырос в 2 раза, а мощность в полтора. Однако вдвое возросла и масса мотора, а шести лошадиных сил все равно не хватало.

Примерно в это же время молодой коллектив ОГК разрабатывал и испытывал новую версию мотора для мотоколяски на базе одноцилиндрового мотоциклетного двигателя ИЖ-49. Именно этот вариант (346 см3 , 7,3 л/с) был признан наиболее перспективным и принят в качестве базового. Соответственно изменился и индекс модели: «СМЗ-С3Л». Всего же изменений и усовершенствований, по сравнению с серийной предшественницей С1Л, набралось на 70 кг!

Модернизированная «инвалидка» все-таки обзавелась электрическим стартером, «позаимствованным» у «Москвича-401», хотя от рычага ручного пуска предусмотрительно отказываться не стали. Повышенный шум в кабине, вызванный вибрацией жестко прикрепленного к раме двигателя, устранили, использовав в креплении резиновые подушки. КПП обзавелась четвертой передачей, подвеска переднего колеса была усилена еще одним фрикционным амортизатором, а подвеска задних получила по дополнительной пружине. Вместе с новым двигателем пришло и новое, «родное» ему электрооборудование. Отдельного внимания заслуживает одно странное новшество: конструкторы решили почему-то отказаться от возможности включать правый указатель поворота! Водитель мог обозначить лишь свои намерения повернуть налево.

Ряд проблем, свойственных слабосильной родоначальнице серпуховских «инвалидок», безусловно, был решен, однако появились новые: ижевский мотор разгонял мотоколяску до 40 км/ч, а на такой скорости трехколесное шасси проявляло склонность к опрокидыванию. На «стапелях» Серпуховского мотозавода свою болезненную предшественницу модель С3Л сменила в 1957 году, однако производство ее продолжалось недолго: уже в июле 1958-го СМЗ освоил совершенно новую четырехколесную модель мотоколяски – С3А.

Одна примечательная деталь. Когда я собирал для публикаций доступные фото в интернете, мне пришлось пересмотреть много изображений. Есть много сайтов фэнов советского автопрома (новости интернета не только о современных интернет и компьютерных гаджетах нам вещают). Часть из них демонстрирует мотоколяски еще в том времени, выглядящие достаточно убого, особенно те, которые сфотографированы непосредственно в период эксплуатации. А есть изображения восстановленных действующих экземпляров, покрашенные современной краской с лаком, новые колеса, все чистенькое – и возникает ощущение, что в таком виде она достаточно привлекательно выглядит. На мой взгляд, вот в этом была общая беда советского автопрома, производящего машинки для частного пользования – не доводили интерфейс до нормального привлекательного уровня.
Читайте дальше.

«A» ©