К концу 50-х годов Соединенные Штаты Америки стали главным раздражающим стимулом развития всех без исключения отраслей народного хозяйства СССР. Именно Америку мы на уровне официального девиза намеревались «догнать и перегнать», а на уровне озвученных амбиций продемонстрировать ей «кузькину мать».
И если эта загадочная «мать» в большинстве принципиальных сфер соперничества (например, в освоении космоса) являла себя оригинальными отечественными разработками, то в области автомобилестроения простодушный Хрущев в своем стремлении «перегнать» ориентировался на достижения геополитического конкурента.
Если раньше требования, предъявляемые к автомобилям первых лиц нашего государства, исчерпывались соображениями функциональности – безопасность, комфорт, надежность, – то в разгар «холодной» войны едва ли не на первое место вышло слово «представительские» в его номинальном, «конвертируемом» смысле. Он должен был стать визитной карточкой государства, играть роль полпреда преуспевающей державы.
Правительственный лимузин, таким образом, полулегально становился в один ряд с официальными государственными символами – гербом, гимном, флагом. Это обстоятельство, кстати, имело негативные последствия. Если легкомысленные и безответственные американцы могли позволить себе шить трусы, окрашенные в цвета национального флага, то мы, почитая свои «святыни», начиная именно с ЗиЛа-111, отказались от использования «членовозов» где бы то ни было, кроме как на «ниве» перевозок руководства страны.
PS. Советский автопром, как бы не пытались сверху давить на производителей, отставал не только по количеству выпускаемых автомобилей, но и по качественным инновациям. Экономические кризисы капиталистической системы заставляли производителей автомобилей делать их более экономичными в эксплуатации — например, в 70-х годах активно начали внедрять дизельные двигатели в производстве легковых авто. В те времена стоимость дизельного топлива была существенно ниже, чем стоимость бензина.
Соответственно, потребовалось и изменение технологии производства самого топлива — стало появляться дизельное топливо данные которого позволяли производить легковые автомобили с дизельным двигателем, не уступающие по скоростным качествам бензиновым (в основном, за счет разработанной системы турбонаддува). В СССР, по прежнему, все легковые авто ездили на дорогом бензине. Внедрение дизелей в этом секторе у нас очень медленно происходит только последние 15 лет, да и то — за счет прихода в наш автопром зарубежных технологий.
Комментарии