Предыдущую часть читайте здесь.
В 1960 году на базе серийной «моргуновки», то есть с использованием всей её «механики» был создан «концепт» СМЗ-С4Б с совершенно новым двухместным трехобъемным стеклопластиковым кузовом, явно развивающим дизайнерские и технологические идеи НАМИ-031.
Поскольку на промышленный успех этого проекта его авторы не рассчитывали, в том же году была построена бюджетная «демо-версия» трёхобъемного закрытого купе – СМЗ-5А. В этом варианте серийный кузов СМЗ С-3А получил стеклопластиковую крышу и выступающий пластиковый «задок» позади моторного отсека. Создатели такого варианта мотоколяски рассчитывали, что на него обратит внимание руководство отрасли, но даже столь незначительная модернизация не была осуществлена.
Недавно смотрел передачу из Узбекистана в интернете, и там было интервью с бывшим председателем колхоза времен СССР (телепрограмма канала TVM нередко дает такие «ностальгические передачи»). И этот почтенный старик среди прочих воспоминаний о тех временах тепло отзывался именно о СМЗ-С-3Д. Только, как он сказал, они часто отрезали верхнюю часть крыши и заменяли ее тентом (там же жарко, понятно).
«Лебединой песней» совместного творчества НАМИ и СМЗ стало создание в 1961-1962 годах микроавтомобиля для инвалидов «Спутник». К его конструированию были привлечены специалисты ЗиЛа и МЗМА; эскиз четырехместного (2+2) стеклопластикового кузова рисовал дизайнер Эдуард Молчанов, уже зарекомендовавший себя работой в «команде» Юрия Долматовского. Созданный прототип, получивший индекс СМЗ-НАМИ-086, по многим узлам был унифицирован всё с той же мотоколяской СМЗ С-3А, но отличался запоминающейся стильной внешностью и был оборудован электромагнитным сцеплением, что позволяло исключить из органов управления соответствующий элемент. Специально для «Спутника» в НАМИ был создан четырёхтактный рядный двухцилиндровый двигатель (497 см³, 15 л. с. при 4000 об/ мин). По существу это была «половинка» V-образного МеМЗ-965. Совершенством конструкции этот «концепт-кар» мог поспорить только с заведомой неосуществимостью проекта силами СМЗ.
На практике серийная мотоколяска СМЗ С-3А за 12 лет производства модернизировалась всего дважды: в 1958 году на модификации С-3АБ было освоено реечное рулевое управление, а на дверях вместо брезентовых боковин с целлулоидными прозрачными вставками появились полноценные стекла в металлических рамках; в 1962 году, когда фрикционные амортизаторы уступили место телескопическим гидравлическим, появились резиновые втулки полуосей и более совершенный глушитель, мотоколяска получила индекс С-3АМ.
Вот и весь реальный «апгрейд». А специалисты НАМИ, реализовав часть своих «микролитражных» наработок в «горбатом» «Запорожце», вскоре занялись решением других насущных проблем – разработкой прототипов для заказанного «оборонкой» ТПК и испытанием переднеприводных трансмиссий.
Читайте дальше.
Комментарии