На стыке семидесятых-восьмидесятых годов практически все отечественные производители легковых автомобилей были готовы начать выпуск совершенно новых базовых моделей, но вместо этого по тем или иным причинам ограничивались рестайлингом старых. Не стал исключением и Запорожский автомобильный завод.
В ожидании «отмашки» «сверху» к началу выпуска переднеприводной «Таврии» ЗАЗ произвел последнюю модернизацию ставшего уже классическим «ушастого» «Запорожца».
Фейслифтинг заднемоторной микролитражки позволил ЗАЗ-968М не только дождаться на конвейере «Таврию», но и продержаться на нем 15 лет. Ниша, которую заднемоторные «Запорожцы» занимали на потребительском рынке Советского Союза, была по-своему уникальна.
Если его западноевропейский аналог-долгожитель «Фольксваген Жук» с течением лет менял свою «целевую аудиторию», приспосабливаясь к росту уровня жизни – из «автомобиля для всех» он постепенно превратился в неприхотливое транспортное средство студентов и домохозяек, – то «ЗАЗ» на протяжении всей своей истории оставался единственной доступной машиной для миллионов советских людей.
Немалую роль в этом играла и стоимость автомобиля — мало кто задумывался на тем, что советского потребителя не пугали спекулятивные цены на магнитофоны японского производства, которые приобретали через сеть магазинов «Березка» или у моряков. Так вот, автомобиль «ЗАЗ» стоил столько же, за сколько в Москве продавали знаменитую магнитолу «Sharp 7777» в начале восьмидесятых. С одной стороны, это не позволяло микролитражке эволюционировать по пути упрощения и удешевления (более того, разрабатывая 966-ю платформу, запорожские конструкторы претендовали на создание конкурентоспособной альтернативы «Москвичам»). С другой стороны, по той же причине «Запорожец» не имел морального права «переползать» в большую «весовую» и ценовую категории, а значит не мог серьезно улучшаться.
Во-первых, замороженная на долгие годы цена в 3,5 тысячи рублей, в которые покупателям обходился ЗАЗ-968, была своеобразным потребительским рубежом: те, кто мог себе позволить заплатить больше, предпочитали покупать «Жигули» или «Москвичи». А, во-вторых, народ, слагающий об «Ушастом» многочисленные анекдоты и считающий хорошим тоном отзываться об этой машине иронично-пренебрежительно, тем не менее, записывался в очереди на приобретение «Запорожцев». Пусть эти очереди были не такие безнадежно длинные, как очереди на «Жигули», но они были.
Производственных мощностей завода «Коммунар» не хватало для обеспечения микролитражками всех желающих. Миллионный «Запорожец» (им стал ЗАЗ-968А) сошел с заводского конвейера лишь в январе 1976 года, спустя 15 лет с начала производства автомобилей в Запорожье. Казалось бы, ЗАЗ-968А без изменений можно было выпускать и успешно реализовывать на внутреннем рынке до морковкиного заговенья (спрос на запорожскую «классику» пошатнули лишь появление в 1988 году «Оки», а затем хлынувшая в страну лавина подержанных иномарок), однако существовали и иные резоны.
Комментарии