Итоги 20-летнего производства «Оки» неоднозначны. Безусловным успехом является ее появление в линейке инвалидных транспортных средств. Более того, с определенного момента органы соцобеспечения стали распределять микролитражку не только среди инвалидов, но и среди «просто» ветеранов Великой Отечественной войны. Последние получали автомобили в стандартной комплектации.
Стране понадобилось 40 с лишним лет, чтобы достойно отблагодарить своих защитников. Сейчас ветеранов осталось совсем немного. Те, кто дожил, управлять чем либо не в состоянии. Уходит их эпоха, и вместе с ней угасает парализованный финансовыми неурядицами СеАЗ. И именно тот факт, что на излете своей недолгой биографии завод выпускал для инвалидов не чудовищные «мотопротезы», а достойные микроавтомобили, позволяет предприятию умирать с мыслью, что своё историческое предназначение оно выполнило.
В полной мере реализоваться в двух других своих ипостасях – «народного» и «городского автомобиля» – «Оке» помешали экономические коллизии и менталитет отечественного потребителя. Ева ли микроавтомобиль (не только «Ока», но и любой другой) мог обрести в нашей стране популярность именно за свои «микросвойства» – экономичность, компактность, маневренность; все то, что облегчает его эксплуатацию в перегруженном городе, причем не только владельцу, но и окружающим… Не привыкли наши граждане думать о своих вещах в каком бы то ни было контексте, кроме, разве что, обывательского «что люди скажут». Причем, одинаково — что подарки на новый год выбирают, что автомобиль: из соображений добавления плюсов к собственному имиджу. И при выборе автомобиля руководствуются они не практическими соображениями, а собственными покупательскими способностями. «На что денег хватает, то и куплю…».
В этом смысле «Ока», как самая дешёвая отечественная машина, некоторое время могла считаться «народным автомобилем» или, по западной терминологии, «автомобилем начального уровня». До начала 90-х микролитражка действительно пользовалась спросом, а потом изолированный внутренний рынок лишился социалистической девственности, и в страну хлынул поток подержанных иномарок. Спрос на «Оку» упал, и причиной тому вновь стали особенности менталитета. Во-первых, многим вусмерть «убитый» «Фольксваген» из Польши казался гораздо круче «Оки» (понимание истинного положения вещей пришло значительно позже), а, во-вторых, людям, заполняющим собой смысловой объем понятия «народ», «Ока» не подходила. Горожане, имеющие невысокий уровень достатка, вечно хлопотали на своих огородных участках, подворовывали, как-то «крутились», поэтому личный автомобиль им требовался прежде всего в качестве рабочей лошадки. «Ока» для этого не вышла ни статью, ни силенками.
Нельзя не упомянуть ещё об одном «нераскрытом таланте» «Оки». В упомянутой уже книге «Высокой мысли пламень» суть проблемы сформулирована предельно ясно:
«Наш инженер Б. Станков, работавший впоследствии представителем ВАЗа в Англии и Австралии, рассказывал, что местные дилеры очень удивлялись такому положению вещей:
– «Ока» и «Нива» – вот главные козыри вашего завода, с которыми у вас на мировом рынке конкурентов просто бы не было! А вы лепите какие-то подобия западных конструкций, которых в мире пруд-пруди, да и гораздо более высокого качества».
И все-таки, несмотря ни на что, маленькую «Оку» можно считать большой удачей отечественного автопрома.
Комментарии