ГАЗ-М1 – автомобиль воистину легендарный. Созданный исключительно для удовлетворения казенных потребностей чиновников и «силовиков», он, тем не менее, сумел завоевать народную любовь и даже получил ласковое прозвище – «Эмка», «Эмочка»…
С большой долей вероятности можно предположить, что когда на строящемся нижегородском автозаводе наряду с жизненно необходимыми народному хозяйству грузовиками планировали наладить производство и легковых машин, речь в первую очередь шла об освоении массового легкового автомобилестроения в принципе, на уровне прецедента. Вопрос «Что делать с легковушками?» не ставился.
С одной стороны, гужевой транспорт к концу 20-х годов не утратил еще актуальности. Партийные и государственные чиновники не слишком высокого ранга не гнушались пользоваться в качестве служебного транспорта бричками на «конной тяге». Вспомните «тов. Бывалова» – героя Игоря Ильинского из фильма «Волга-Волга» (1938 года кино, между прочим), звонящего по телефону в «гараж» и требующего… «заложить кобылу»!..
Начальство рангом повыше раскатывало на иномарках и тоже не слишком страдало от отсутствия отечественной альтернативы. С другой стороны, об «автомобилизации» «широких народных масс» в те годы никто еще не помышлял, и потому первые советские легковые автомобили ГАЗ-А автоматически поступили в распоряжение различных учреждений. Словом, это был тот случай, когда предложение опередило спрос.
Комментарии