Приступая к разработке новой модели классической схемы, конструкторы надеялись обойтись «малой кровью», то есть просто создать новый кузов на старой платформе. Но с каждым годом эта «фиатовская» платформа устаревала все сильнее. Большинство узлов и агрегатов уже не отвечали современным требованиям, их нужно было конструировать заново, с нуля.
Таким образом, постановка на производство новой классики требовало всё больших усилий, всё больше материальных затрат и откладывалась по времени, превращаясь в прекрасного «журавля» с ограниченной досягаемостью. «Десятка» же полностью базировалась на только что освоенной платформе «08/09», поэтому сравнительно легко могла сыграть роль реальной «синицы в руках».
С этого момента приоритеты изменились. Работа по-прежнему шла по обоим направлениям, однако шансы «десятки» попасть на вторую ветку конвейера существенно возросли. Реализация проекта «2112» отодвинулась в «прекрасное далёко». Поскольку за дело подготовки «десятки» к производству взялись конструкторы и технологи, у Пашко появилась возможность еще «поколдовать» над экстерьером. В результате не только была «доведена до ума» унифицированная с «девяткой» реальная версия седана, но и создана «фантазийная» половинка нового макета. На версии «правды жизни» окончательно утвердились длинные крыло и капот, стандартная блокфара, а сомнительный «клюв» наконец уступил место лаконичной решетке.
Версия «правда искусства» являла собой совершенно самостоятельную разработку, с «восьмерочным» семейством имевшую мало общего. Эта «внеплановая» половинка получила статус самостоятельного проекта «Силуэт», который впоследствии лег в основу дизайна второго поколения переднеприводных машин ВАЗа, известного ныне как семейство ВАЗ-2110. Окончательный «разворот» в сторону переднеприводного седана произошел в 1984 году. Пора уже было готовить новую модель к производству, а денег на переоснащение второй нитки конвейера не было – ни у завода, ни у министерства, ни у государства. Но если выпускать новую «классику» можно было только на отдельной нитке, то для производства седана на базе «девятки» достаточно было доработать сварочные линии первой нитки, уже «заточенные» под переднеприводные хэтчбеки. Так и решено было сделать.
Классическая компоновка к этому времени утратила всякую перспективность, поэтому проект закрыли, а индекс «2112» на некоторое время «завис», лишенный объекта приложения. К концу 1985 года, когда проект «2110» был практически завершен, руководство завода столкнулось с неожиданной «протокольной» проблемой. Приемочные испытания первенцев переднеприводного семейства – ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 завершились еще в 1983 году. Седан в этих «экзаменах» не участвовал, поскольку тогда еще не был к ним готов.
Как яхту назовешь, так она и поплывет, говаривал капитан Врунгель. А вот индексы во всем мире автопроизводители всегда использовали для создания у потребителя иллюзии расширения ассортимента модификаций. Другое дело — советская бюрократическая «нумерология». Если бы в те времена производили компьютеры для населения, мы бы никогда не догадались, что st3500413as — это просто один из многих 500 гигобайтных харддисков высокого качества.
Для того чтобы запустить в производство новую модель, заявленную как «ВАЗ-2110», ей пришлось бы от начала до конца проходить утомительную процедуру приемочных испытаний. И тогда ВАЗовцы пошли на тактическую хитрость с подменой индексов, к которой уже однажды прибегли. Для того, чтобы фейслифтинговая модификация «тройки» ВАЗ-21031 была зачтена «Кремлем» как новая освоенная заводом модель, ее переиндексировали в «ВАЗ-2106». В случае с переднеприводным седаном всё было сделано наоборот. Переименование «ВАЗ-2110» в «ВАЗ-21099» «превращало» седан из самостоятельной модели в модификацию «девятки», а это позволяло автомобилю проходить «госприемку» по укороченной программе. Так автомобиль, на протяжении пяти лет неспешного проектирования считавшийся «десяткой», в одночасье превратился в «девяносто девятую».
Комментарии