Как и с вариантом немецкого микро автомобиля, производство СМЗ С 3Д началось в июле 1970 года и продолжалось более 25 лет. Последняя мотоколяска сошла с конвейера СеАЗ осенью 1997 года, после чего предприятие полностью переключилось на сборку автомобилей «Ока». Всего выпустили 223051 экземпляр «С 3Д». С 1971 года небольшими партиями производилась модификация СМЗ С ЗЕ, оборудованная для управления одной рукой и одной ногой (выпущено 7717 штук).
С прекращением производства последней серпуховской «инвалидки» история мотоколясок в нашей стране завершилась, но она могла иметь продолжение, причем, весьма интересное. С начала 70-х годов ХХ века в городе Кинешма Ивановской области работал филиал АЗЛК – «Кинешмский завод запасных частей и агрегатов», производящий кузовные комплектующие для «Москвичей».
В перестроечную пору ломки государственной экономики предприятие обрело иной статус, сменило скучное наименование на «рыночное» имя – АО «Автоагрегат», – но не изменило профиль производства, то есть по-прежнему обеспечивало деталями АЗЛК. Когда московский завод начал работать с перебоями, без дела остался и его филиал. И в начале 1995 года директор «Автоагрегата» Валерий Смышляев решил спасти свой завод от банкротства, наладив на нем производство автомобилей. Причем, речь шла не об отверточной сборке расхожей лицензионной иномарки, а о разработке с нуля собственной конструкции.
Заводские специалисты-маркетологи, исследовав российский рынок легковых машин, пришли к выводу, что на нем практически не представлены сверхдешевые микроавтомобили упрощенной конструкции, по формату близкие к мотоколяске. Единственное транспортное средство подобного рода, выпускавшееся тогда в стране – «инвалидки» СМЗ С3Д, – во-первых, основательно устарели, а, во-вторых, распределялись только инвалидам и только по линии органов соцобеспечения, то есть рыночную нишу не заполняли. Задумка Смышляева предполагала создание простейшей конструкции, которая могла бы послужить базой, как для инвалидной коляски, так и для нескольких модификаций «народного автомобиля», причем с учетом уровня жизни «народа» середины 90-х, доступного даже в районе черты бедности.
Техническое задание было сформулировано таким образом: создать четырехместную мотоколяску, ориентированную на преимущественное использование в сельской местности. Последнее, очевидно, было навеяно несложившейся судьбой гражданской версии луцкого вездехода. Стремление максимально удешевить конструкцию и недостаток опыта проектирования автомобилей конструкторами «Автоагрегата» продиктовали архитектуру машины: основной вариант мотоколяски, получившей имя «Кинешма», представлял собой сверхкомпактный «минивэн» с тентовым верхом, габаритными размерами 2700х1430х1670 мм, базой 2050 мм и колеей 1200 мм. Двигатель, бензобак, аккумуляторная батарея, трансмиссия и задняя подвеска “Кинешмы” были размещены под ее задним сиденьем. Предусматривалось использование различных отечественных и импортных двигателей: 26-сильного «ИЖ-Ю5» жидкостного охлаждения, 13- и 18-сильных американских «Briggs & Stratton», 20-сильного ИМЗ-650 жидкостного охлаждения, 32-сильного ВАЗ-11113, а также 11-сильного тульского дизеля Т-450 с воздушным охлаждением.
Кузов был сделан полунесущим, то есть роль рамы играло усиленное лонжеронами днище, как у ЛуАЗа. Сразу же разработали модификацию для инвалидов. Водительское сиденье было оснащено специальной выдвижной рампой для облегчения посадки в салон с инвалидной коляски, а подрулевые скобы, традиционные для серпуховских мотоколясок, заменены универсальным рычагом-джойстиком – весьма остроумным по конструкции, но требующим от водителя известной ловкости и сноровки. Однако, советская экономика к тому времени уже затянула пояса, причем всем по всем направлениям — и по автомобилям для народа, включая инвалидов, и даже по товарам легкой промышленности — одежда красивая тоже была в дефиците.
Читайте дальше.
Комментарии