Освободившийся индекс «2110» бесхозным пробыл совсем немного времени. Рано или поздно некая перспективная модель все равно должна была появиться на второй нитке конвейера. Решили, что это будет новое переднеприводное семейство, не привязанное к платформе «08/09/099». Именно за этим семейством и были закреплены освободившиеся индексы «2110» (седан), «2111» (универсал), «2112» (хэтчбек), «2113» (полноприводная версия). Всё, кроме последнего варианта, впоследствии пошло в серию именно под этими обозначениями.
В апреле 1986 года всем службам Волжского автозавода была выдана документация на подготовку производства ВАЗ-21099. Казалось, выпуск флагмана «восьмерочного» семейства – вопрос решенный. Однако тогда на ВАЗе считали, что и до запуска «десятки» рукой подать. Все силы были брошены на доработку нового переднеприводного седана ВАЗ-2110, а «99-й проект»… положили под сукно.
Вспомнили о нем только пару лет спустя. Какое-то время Перестройка пыталась латать дыры коллапсирующей социалистической экономики понятиями «самоокупаемость» и «хозрасчет», однако вскоре стало понятно, что за ними скрывается принцип «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Когда руководство ВАЗа убедилось в том, что производство переднеприводного седана придется осваивать на собственные средства, вариант «синица в руках» вновь привлек своей экономичностью.
Поскольку ВАЗ-21099 во всех документах фигурировал уже в качестве модификации давно освоенной «девятки», его приемочные испытания были успешно проведены по урезанной программе с августа по октябрь 1988 года. В декабре на «стапелях» цехов мелких серий построили 6 «пилотных» седанов. Но завод испытывал в ту пору настолько серьезные финансовые проблемы, что начать производство «99-й» удалось лишь осенью 1990 года. 12 ноября чести стать 13-миллионным автомобилем ВАЗ была удостоена именно модель «21099» (одна из двух предсерийных), а 22 декабря на главном конвейере была собрана первая партия «99-х» в количестве 50 штук.
Комментарии