На Северодонецкой авторемонтной базе (САРБ) микроавтобус «Старт» мелкосерийно производился в 1964 — 67 гг. За всё время выпущено около 100 экземпляров. На донецкой автобазе «Главдонбасстроя» полный аналог «Старта» под названием «Донбасс» выпускали в 1964 — 65 гг. Собрано не более 10 машин. В 1966 г. около 20 микроавтобусов типа «Старт» с незначительными изменениями конструкции и кузова построено на Луганском автосборочном заводе (ЛАСЗ).
Поскольку многие экземпляры создавались под заказ конкретных учреждений, говорить о существовании постоянных модификаций нельзя. Известно, что самый первый «Старт», собранный на САРБ имел туристическую комплектацию салона. Микроавтобус, предназначенный в подарок первому секретарю ЦК КПСС Украины П.Е. Шелесту, в Киеве был оснащен системой правительственной связи. Несколько «Стартов» трудились в телерадиовещательных компаниях республики, что также наложило на их оборудование свою специфику, к ним в комплекте поставлялся грузовой полуприцеп для перевозки аккумуляторов и разборной передающей антенны.
В 1964 году инициатор и покровитель проекта «Старт» начальник главного автотранспортного управления луганского Совнархоза А.С. Антонов был переведен на аналогичную должность в Донецк. Поскольку нехватка микроавтобусах ощущалась во всех без исключения регионах страны, Антонов решил освоить производство «Стартов» на новом месте работы. В качестве оплота производства была выбрана крупная автобаза «Главдонбасстроя». Матрицу для выклейки кузовов заказали в Северодонецке. Новую матрицу «снимали» с одного из готовых кузовов, так как гипсовый мастер-макет был разрушен сразу после изготовления первой контрформы. Конструктивно донецкие микроавтобусы ничем не отличались от северодонецких. Внешние отличия сводились к индивидуальным элементам оперения, а также собственным эмблеме и названию – «Донбасс». При этом господдержки в виде волговских комплектов донецкий проект не имел, производство требовало немалых ресурсов, и начинание довольно быстро заглохло. Свет увидело не более десятка «Донбассов».
В 1966 году, когда слава «Старта» уже отгремела на всесоюзном уровне, и его производство в Северодонецке вошло в обыденность, попытку организовать выпуск таких же микроавтобусов на своем предприятии предпринял директор Луганского автосборочного завода (ЛАСЗ) Д.А. Мелконов. Трудно сказать, почему на ЛАСЗ решили изменить технологию изготовления кузовов. Незнание тому способствовало или сознательное решение пойти своим путем. Но луганские кузова выклеивались не изнутри контрформы (что обеспечивало внешней поверхности «чистовое» качество), а методом контактного формирования поверх «мастер-болванки». Как следствие приходилось тратить очень много сил и времени на полировку всех поверхностей кузова. Оригинальная треугольная боковая стойка на луганских «Стартах» уступила место обыкновенной, наклоненной вперед. Вместо волговской подвески использовалась ЗиМовская, вместо характерных подфарников ГАЗ-21 – круглые автобусные. Несмотря на созданные самим себе трудности при производстве кузовов, на ЛАСЗ выпустили около 20 микроавтобусов.
Комментарии