Предыдущий материал читайте здесь.
В первые послевоенные годы Советский Союз в силу своего геополитического статуса и положения победителя не должен был «терять лицо», размениваясь на подобные «мелочи», как мотоколяски для инвалидов. Еще в 1943 году началась разработка большого и во всех отношениях полноценного автомобиля «Победа», СССР создавал символы империи. Даже заведомо демократичная послевоенная разработка – «Москвич-400» – являлась «репликой» отнюдь не самого простого и дешевого довоенного «Опеля».
Всё это было правильно и полезно, с точки зрения развития отечественного автопрома, но выходило так, что более двух миллионов человек, пришедших с войны инвалидами, в качестве средства передвижения в лучшем случае могли рассчитывать на кресло-каталку. Большинству же из безногих людей и вовсе приходилось довольствоваться самодельной деревянной тележкой на колесиках.
Советское правительство придирчиво и строго следило за проектированием «индустриальных» автомобилей. За удачи и достижения конструкторам присуждали государственные премии и награждали орденами, просчеты были чреваты арестами и ссылками. «Большой» автопром являлся частью государственной политики. Но вплоть до середины 50-х годов госзаказа из Кремля на проектирование моторизованной коляски для инвалидов не получило не одно предприятие страны! Все работы в этом направлении велись по инициативе отраслей и ведомств.
Первая попытка создать транспортное средство для инвалидов была предпринята в 1948 году. В сентябре 1945 года на базе бывшего Бронетанкового ремонтного завода № 8 в Киеве был создан Киевский мотоциклетный завод (КМЗ). Именно на него с завода в Шёнау под Хемнитцем по репарациям были вывезены документация и оборудование для производства легкого мотоцикла Wanderer 1Sp, который под маркой «К-1Б» в Украине начали производить уже в 1946 году.
Чёткой классификации двухколесных моторных транспортных средств в то время еще не существовало, поэтому «мотовелосипедом» одноместный К-1Б называли по «наитию»: он весил чуть больше 60 кг и приводился в движение 98-кубовым «трофейным» моторчиком «Sachs» мощностью 2,3 л.с.. Ширина этого движка составляла всего 182 мм, чтобы не мешать свободному вращению… обычных велосипедных педалей! Это «чудо» получило даже гордое имя собственное – «Киевлянин». Впрочем, смеяться грех.
Для тех лет «Киевлянин» был вполне прогрессивным и главное – востребованным транспортным средством. Да и, что греха таить, у нас всего катастрофически не хватало – качественной стали, станков и полноценных станочников, серьезно подорванная химическая промышленность – даже производство лакокрасочных материалов удалось относительно восстановить только к началу пятидесятых годов. Поэтому все качественное шло только на лоск империи, а для народа – некрашеные стены и полы бараков, самодельные протезы и костыли. Кто читал «Веселого солдата», понимает, что я имею в виду.
Читайте дальше.
Комментарии