Начало читайте здесь.
В 1966 году завод запорожский «Коммунар» в УССР только-только освоил производство первенца второго поколения «Запорожцев» – ЗАЗ-966, с полным правом претендующего на звание «народного автомобиля», а конкуренция на внутреннем рынке Минавтопромом не поощрялась. Серпуховский мотозавод в это время мучительно «вынашивал» мотоколяску третьего поколения, и запуск в производство в 1970 году модели «С3Д» сам по себе являлся для маломощного предприятия долгожданным «прорывом».
Ну, а КамАЗ заработал лишь в 1976 году. В начале 70-х его инженерный корпус о легковушках вообще не помышлял. Таким образом, пальма первенства в разработках перспективной переднеприводной микролитражки безоговорочно принадлежит ВАЗовским конструкторам. В январе 1972 года прототип первой серии экспериментальной микролитражки ВАЗ-Э1101 был готов к испытаниям. Поскольку о подготовке к производству речь не шла, конструкторы и дизайнеры ни в чём себя не ограничивали, поэтому, с одной стороны, машинка была оснащена расположенным поперек экспериментальным двигателем объемом 0,9 л, коробкой передач, «срисованной» с аналогичного агрегата FIAT-850, и рядом других «немыслимых» узлов, созданных специально для этого проекта, а с другой – автомобиль более напоминал ходовой макет, нежели полноценный прототип.
А дальше история закрутилась неожиданным образом. Разобравшись на примере «Чебурашки» (именно так заводчане прозвали прототип первой серии) с недостатками конструкции, тольяттинские инженеры немедленно приступили к работе над серией второй. В 1973 году появился готовый образец – ВАЗ-2Э1101, симпатичный трехдверный лифтбэк. И в том же году Запорожский автозавод получил от министерства техническое задание на разработку платформы нового семейства переднеприводных малолитражек. Пока украинские конструкторы разрабатывали концепцию и строили прототипы, на ВАЗе совершенствовали опытную малолитражку второй серии. В 1975 году Поляков уже в ранге министра автомобильной промышленности СССР посетил завод «Коммунар», ознакомился с разработками и, обнаружив, что ЗАЗовцы зашли в тупик, принял меры.
Приказом по министерству от 15.04.76 к работе над перспективной моделью запорожского автозавода подключались специалисты ВАЗа. На деле это означало, что все наработки по ВАЗ-2Э1101 ложатся в основу дальнейшего конструирования совместно с запорожскими инженерами, а на выходе ожидается не перспективный «концепт» ВАЗ, а предсерийный ЗАЗ. В итоге, много лет спустя, появилась «Таврия». С точки зрения «генеалогии» «Оки», итогом этой истории стал опыт проектирования переднеприводных микролитражек, накопленный тольяттинскими инженерами. Однако, еще никто не догадывался тогда в СССР, что очень скоро иностранные подержанные автомобили станут настолько доступны нашему потребителю, что это на долгое время отодвинет развитие отечественных легковых автомобилей. Приход на наш рынок мирового автопрома буквально за пару лет все расставил по своим местам, наглядно продемонстрировав — кто есть кто в этом секторе рынка.
Комментарии