Это место на берегах Средней Волги в период освоения Россией Восточных земель при царе Петре I было пересечением многих торговых путей. И неслучайно то, что именно здесь Петр распорядился построить крепость для защиты русских купцов. Так в 1683 году воевода Григорий Козловский возвел город-крепость Сызрань. Но уже через сто лет защитная функция Сызрани полностью заменилась на торгово-промышленную.
Герб городу был пожалован в 1780 году императрицей Екатериной и Сызрань становится уездным городом Симбирского наместничества (позднее Симбирской губернии). По размаху знаменитых ярмарок Сызрань не уступала Нижнему Новгороду, а к концу девятнадцатого столетия город занимал четвертое место в России по переработке зерна. К 1916 году в Сызрани насчитывалось 15 крупных промышленных предприятий с доходами не менее 20 тысяч рублей, мелких — более ста.
Знаменитый пожар 1906 года полностью уничтожил все деревянные строения Сызрани, но богатое купечество за два-три года возвело новый каменный город, не уступавший по красоте и роскоши крупным европейским городам. Это было понятно, русские купцы знавшие, что такое роскошные отели Вены, у себя на родине тоже не скупились – при застройке торгово-промышленных центров. Россия традиционно тяготела к австрийскому и немецкому архитектурным стилям.
По сути, к началу Первой Мировой войны Сызрань была классическим буржуазным новоделом того времени, она демонстрировала своим видом грядущее процветание Российской империи, как торговой и экономически мощной державы. Однако, история распорядилась иначе. Мировая война, а следом приход к власти большевиков перепрофилировали промышленное значение этого региона – здесь были открыты крупнейшие месторождения нефти и сланца, что привело к изменениям и в архитектурном облике города.
В ХХ веке Сызрань превратилась по внешнему виду в типичный советский промышленный индустриальный центр, со всеми вытекающими обстоятельствами. Поэтому в наши дни внешне город выглядит достаточно контрастно. С одной стороны, в исторической части сохранились роскошные строения начала ХХ века; с другой – на окраинах города пятиэтажные хрущевки, заброшенные цеха заводов, покосившиеся деревянные частные дома.
Комментарии