Можно было бы сказать, что Минск является образцом законсервированного социализма. И я бы с этим согласился, но без тени насмешки над белорусами. И я даже не стану критиковать политику президента Лукашенко. Мне показалось, что дело совсем в другом – в обычные дни город выглядит пустынно и уныло, но лишь по той причине, что люди на работе, не принято там праздное шатание днем.
Большое количество архитектуры советского периода сталинской эпохи в Минске тоже вполне объяснимо – во время Великой Отечественной город был практически полностью разрушен. Сначала его захватывали немцы, потом освобождали наши. И те, и другие перед отступлением еще и сами многое взрывали, чтобы врагу не досталось. Поэтому после войны Минск был отстроен заново, естественно, в стиле преобладавшей тогда в СССР имперской архитектурной моды.
На это наложилась архитектурная бетонная мода семидесятых, а на моду девяностых у Беларуси уже просто не было средств достаточных, если не считать знаменитая Национальная Билиотека Беларуси. И все же, если побродить по столице Беларуси (а можно и поездить, пробок там нет таких, как в Москве), то можно найти огромное количество досоветских памятников культуры, архитектуры, религии. Тем более, что в Минске обычные гостиницы недороги, да и аренда квартиры в Минске обрадует москвичей своими ценами. Опять же, в отличие от Москвы, там квартиры сдаются в аренду только через официальные компании – безопасность и чистота гарантированы.
Если отвлечься от центральных парадных проспектов Минска, и углубиться в районы с древней исторической застройкой, то можно встретить и монастыри, и храмы. Причем, там сохранились и признаки католического влияния на этот регион до вхождения всей Беларуси в состав СССР. Это и ансамбль базилианских монастырей мужского (1617) и женского (1641); Архикафедральный Собор Пресвятой Девы Марии (1747); развалины монастыря бернардинцев (1624); да и строение городской ратуши, построенной в первой половине XVI века. Все это может привлечь туристический трафик из стран ЕС, особенно тех, где преобладает католицизм.
Но, к сожалению, этого не происходит. Отчасти, действительно, нет единого историко-туристического пространства, заключенного в единый комплекс, что может быть удобным для промоута туроператорами. Нет своего «Золотого кольца», как в России. Дополнительную проблему создает недостаток финансирования туриндустрии, страх перед радиацией, черный пиар на самого Лукашенко. Европейцы привыкли к фиесте, когда они за свои деньги получают город-праздник, или город-легенду (пусть и придуманную). Советские легенды никого не интересуют.
Комментарии