Предшественник «сто одиннадцатого» ЗиС-110, помимо базовой, представительской версии, выпускался в модификациях «такси» и «скорая помощь», и именно это позволяло производить его пусть небольшими партиями, но всё же на конвейере. (За 12 лет свет увидело 2089 автомобилей этой марки.)
Производство «сто одиннадцатого» и его модификаций ограничивалось дюжиной экземпляров в год. Сборка велась вручную. Ничего, в общем-то, страшного в этом не было, но в кремлёвском гараже «пропадали», не находя широкого применения, замечательные разработки зиловских инженеров.
Собственно, попытки наладить производство туристического автобуса «Юность» на базе узлов и агрегатов ЗиЛ-111 объясняются именно стремлением извлечь из новоявленного «аристократа» хоть какую-нибудь народнохозяйственную пользу. Итак, благополучно проездив на ЗиЛе-111 четыре года (1958 — 1962), Никита Сергеевич возжелал обновления представительской машины.
Видимых причин тому две. Во-первых, своим «Lincoln Continental X-100» «мозолил глаза» Джон Кеннеди, сменивший в 1960 году на посту президента США Эйзенхауэра. Этот «Линкольн», по сравнению с «пернатым» «сто одиннадцатым», казался верхом респектабельности. (Кстати, именно в этой машине 22 ноября 1963 г. Кеннеди был убит.) Хрущев проигнорировал тот факт, что в Штатах СПЕЦИАЛЬНО под президентов автомобили не конструировались, и глава государства выбирал себе официальную машину из общегражданского модельного ряда! Разумеется, после этого выбранная модель подвергалась существенным переделкам, но основа-то оставалась прежней…
Во-вторых, есть версия, что Никиту Сергеевича «напрягало» внешнее сходство его ЗиЛа с запущенной годом спустя в серию «Чайкой», положенной по рангу руководителям среднего звена – председателям горисполкомов, например. В том, что машины эти были ОЧЕНЬ похожи нет ничего удивительного: их дизайн примерно в одно и то же время разрабатывался одним человеком – «газовским» художником-конструктором Львом Еремеевым.
Так или иначе, с ролью атрибута высшей власти ЗиЛ-111 и его модификации, по мнению Хрущева, справляться перестали, и в начале 1961 года зиловское КБ получило задание на рестайлинг правительственного лимузина.
PS. Проблема советской системы хозяйственной деятельности, вопреки сегодня бытующему мнению, была не в том, что экономика была плановой. Согласитесь, и в бизнесе без четкого плана развития деятельности невозможна успешная работа, даже для офисного переезда разные отзывы и квартирные и офисные, как обратная связь, вещь необходимая. Проблема была в том, что планирование осуществлялось не с учетом рекомендаций специалистов, а по указанию партийного руководства — людей, зачастую не имевших никакого представления о том или ином роде хозяйственной деятельности, которой были назначены управлять.
О положении дел в серийном производстве автомобилей в той или иной степени руководство СССР всегда было осведомлено (недоработанные технологии, брак и пьянство на производстве, воровство процветали в СССР). Возможно, и по этой причине наши партийные боссы не могли доверять сборку правительственных лимузинов ни одному из существующих в СССР автомобильных конвейеров.
Комментарии