Правительственный лимузин ЗиЛ-114, хотя и ассоциируется с эпохой Брежнева, совершенно выпадает из сонма невыразительных явлений, характеризуемых емким словом «застой». В историю отечественного автомобилестроения «114-й» вошёл как прогрессивный, почти совершенный автомобиль.
В годы, когда на новом витке Холодной войны создавался ЗиЛ-114, секретность заняла особое место в государственной политике СССР. Справедливо полагая, что лучше «перебдеть, чем недобдеть», органы безопасности старались сохранить в глубокой тайне практически все, что имело малейшее отношение к оборонному потенциалу державы или деятельности ее лидеров.
Засекречены были и работы, связанные с созданием нового правительственного лимузина, должного сменить на посту «Главного автомобиля страны» стремительно устаревавший ЗиЛ-111Г. В результате, когда десятилетия спустя с документов, сопровождавших создание и производство автомобиля, был снят гриф «Секретно», доступными стали лишь некоторые технические данные, технологические основы и статистика, а многие «живые» подробности, как выяснилось, оказались утрачены безвозвратно.
И, как водится, «свято место» информационного вакуума быстро заполнилось разнообразными «мифами и легендами». Теперь уже трудно установить, какие из них имеют под собой реальную фактическую основу, а какие относятся к неистребимому жанру шоферских баек. Сомнений не вызывают следующие факты: Брежнев сменил Хрущева на посту фактического главы государства в 1964 году.
Первые представительские лимузины ЗиЛ-111Г увидели свет всего двумя годами раньше – в декабре 1962-го. Первые прототипы нового правительственного автомобиля ЗиЛ-Э114 были представлены на утверждение «экспертам» из Политбюро ЦК КПСС уже в 1966-м. О причинах спешки и особенностях формирования «госзаказа» можно только догадываться.
Сейчас это может показаться абсолютно нелогичным – при том, что устройство тех же американских лимузинов можно было свободно изучать, просто купив свободно любой экземпляр массовой серии, у нас даже участники разработки ЗиЛ-114 (абсолютно гражданского проекта) были ограничены в праве бесконтрольного перемещения по СССР. Ну, а путешествия по европе, даже по странам Варшавского договора в период железного занавеса были недоступны практически никому, кроме отдельных художественных коллективов под строгим присмотром сотрудников КГБ.
Комментарии