Инженеры знают, что проект любого механизма, будь то простейшая дробилка гребнеотделитель или шагающий экскаватор, требует серьезной и долгой углубленной проработки. И лучше начинать работу над проектом заранее. Черновые наброски перспективного горьковского вездехода, сделанные с учетом всего вышеперечисленного, были готовы к лету 1945 года. 19 июня представители завода демонстрировали в Кремле Сталину готовые к производству ГАЗ-51 и «Победу».
Именно тогда вождь поднял вопрос о пополнении производственной линейки новым армейским внедорожником, и главный конструктор ГАЗа Андрей Липгарт, знавший о наработках Вассермана, пообещал в кратчайшие сроки создать такой автомобиль. Официальное техническое задание на проектирование легкового полноприводника было сформулировано в 1946 году.
Колесная формула «4х4» по заводской нормали автоматически задавала первую цифру двузначного индекса – «6» (вспомним ГАЗы семейства «61», ГАЗ-64, ГАЗ-67). Поскольку последняя полноприводная разработка горьковчан – колесная самоходная пушка КСП-76, созданная в 1944 году – имела рабочее обозначение «ГАЗ-68», второй цифрой индекса перспективного вездехода, указывающей на порядковый номер модели, становилась «девятка». Таким образом, в «метриках» платформу нового горьковского джипа проиндексировали «ГАЗ-69».
В апреле 1947 года техническое задание было «подкреплено» соответствующим указом Совета министров СССР, а заодно свои требования сформулировал официальный заказчик разработки – Главное артиллерийское управление министерства Вооружённых Сил СССР. Военных в первую очередь интересовала способность нового джипа буксировать батальонные артсистемы весом до 800 кг, а также прицепы с боеприпасами, крупнокалиберными пулеметами, 82-мм минометами и их боевыми расчетами.
Разумеется, от освоенных предшественником обязанностей разведывательной и командирской машины, а также работы на связистов и прочих утилитарных функций ГАЗ-69 никто не освобождал.
Единственным трудноисполнимым (и как впоследствии оказалось – нереальным) пожеланием военных являлось оснащение автомобиля двигателем мощностью 60-65 л.с. Подходящего силового агрегата «под руками» у горьковчан в то время не было, но и «победовский» мотор позволял создать конструкцию, отвечающую всем вышеперечисленным эксплуатационным требованиям.
Ведущим конструктором проекта стал Вассерман. Общую компоновку разработал Ф.А. Лепендин. За трансмиссию отвечали В.С. Соловьев («тот самый», впоследствии – главный конструктор ВАЗа!), Б.А. Дехтяр и С.Г. Зислин. Кузов (один из немногих абсолютно аутентичных элементов конструкции) разрабатывал Ю.А. Фокин под руководством ведущего кузовщика ГАЗа Б.Н. Панкратова. Причем впервые в отечественной практике для модельного ряда утилитарных автомобилей одного завода с неунифицированными кузовными элементами был разработан дизайн в едином узнаваемом ключе. Грузовики ГАЗ-51 и ГАЗ-63 и джип ГАЗ-69 выглядят как родные братья, но отнюдь не как близнецы.
Комментарии