Восемь часовых поясов и половина мира отделяет Камчатку от Москвы, Так далеко раскинулась Россия, и болтается Камчатка в северной части Тихого океана, как распластавшийся хвост крупного зверя на бегу. Несмотря на свое богатство от золота и нефти, несмотря на постоянный приток богатых туристов, способных выложить $ 2000 в час за вертолетную экскурсию над 300 активными вулканами, а есть еще и те, кто платит гораздо больше, что поохотиться на медведей, рысей и росомах, в изобилии живущих по ее бесконечными горными хребтами и лесами, коррумпированные чиновники, которые управляют этой восточной провинцией, добились того, что область остается самой удручающе глухой из всех отдаленных регионов России, которые я посетил.
— Мой вам совет — постарайтесь как можно скорее выбраться из этой «восточной столицы» России, Петропавловска-Камчатского, — первым делом сказал встретивший меня местный вулканолог Илья, с которым я предварительно познакомился через интернет. — Это это один из самых отвратительных городов России, худший из всех, как показали последние исследования. Если вы задержитесь в городе, с каждым днем представление о Камчатке будет портиться в геометрической прогрессии, и вы начнете ее ненавидеть однажды.
Когда наш самолет совершил посадку на достаточно старой ВПП местного аэродрома, мы вышли наружу и я его сразу заметил среди стоящих у ворот за невысоким забором встречающих. Это был высокий бородатый парень лет тридцати, одетый в черную кожаную «косуху». Еще выше он держал над собой большую черную шляпу, на которой была приколота табличка с моим именем. Я ему показал свой план посещений на Камчатке с учетом распечатки прогноза погоды, выяснил, где можно приобрести быстро и недорого комплект лыжника. Несмотря на то, что я сказал Илье, что не нуждаюсь в размещении, поскольку остановлюсь у своих друзей, он решил подвезти меня до их дома.
— Безусловно, лыжи вам понадобятся, на них вы сможете за пределами города быстро попасть во много мест в течение дня, и у вас не возникнет проблем ни в каком месте, — поддержал мою идею Илья.
— Рад слышать, что выбрал заранее верный вариант передвижения, — ответил я.
Пока мы ехали к Петропавловску-Камчатскому впереди вырастала огромная гора потухшего вулкана, ее красота и величие буквально приковали мой взгляд.
— И вы говорите, что это самое отвратительное место? — спросил я Илью. — Да это одно из самых красивых природных зрелищ, которые я когда-либо наблюдал на планете.
— Никто не спорит, само место и природа здесь божественно красивы, — ответил Илья, — но подождите, когда мы приедем в город, вы поймете, что я имел в виду. Некогда, когда только построили Петропавловск-Камчатский, здесь был небольшой порт и военно-морская база, но в советские времена здесь решили сделать крупный промышленный центр и порт, и вообще — столицу Дальнего Востока. Но позже все же сделали столицей Хабаровск, и туда начали направлять все финансирование. И 90% всех жилых построек здесь было возведено либо в тридцатых годах, либо в шестидесятых ХХ века. Вы сейчас увидите, как это выглядит. Все, кто здесь живет, буквально ненавидят этот город.
Меня мучило сомнение во все время пути в город от аэропорта. Я смотрел в интернете предложения туристических комплексов Камчатки, и видел там фото неплохих гостиниц, не хуже, чем отели болгарии, которая тоже считается небогатой страной. И там тоже есть в городах не очень красивые районы советской застройки, но есть и новые дома, современные. Понятно, что Болгария строится, в первую очередь, в районах активного туризма. Также и здесь, мне так казалось — это нормально, где есть приток денег, там и строится все новое. Однако, когда мы только въезжали в окраину города, мне все становилось понятно. Это выглядело ужасно — грязные с ржавчиной на стенах «хрущевки», изредка более современные постройки восьмидесятых пятиэтажные дома, но такие же грязные и серые. На обочинах кучи перемешанного с мусором грязного снега, боковые улочки покрыты льдом, да еще часто встречающиеся просто огромные кучи мусора из упаковок, картонных коробок. Это далеко не Болгария, подумал я.
— Теперь видите? — Спросил Илья, будто прочел мои мысли. — Этот город в культурном и экономическом коллапсе.
Комментарии