ЗиЛ-41047 стал последним в нашей стране автомобилем, который создавался не только без оглядки на потенциальных конкурентов-«одноклассников», но и без каких бы то ни было финансовых и технологических ограничений. Статус официального правительственного лимузина позволял игнорировать как конъюнктуру рынка, так и понятие «рентабельность».
И все же — именно этот правительственный лимузин первым стал доступен для народа. Когда у нас появились первые фирмы, предлагавшие прокат лимузинов, эти автомобили, выкупленные из правительственных гаражей, начали «служить народу» в прямом смысле слова.
«Отцом» в этой истории можно считать ЗИЛ-114, поскольку все три поколения базовых моделей нового, «115-го» семейства ЗиЛ являются его прямыми потомками. «Старший сын» появился, когда «батюшка» был уже в преклонном по автомобильным меркам возрасте – в 1978 году, то есть спустя 11 лет после начала производства ЗиЛ-114. Причин такого долгожительства было две.
Во-первых, так уж в нашей стране повелось, что смена очередной модели правительственного лимузина происходила вместе со сменой главы государства. Каждая конкретная модель становилась таким образом «визитной карточкой» не только державы, но и ее лидера: Сталин ездил на ЗиС-110, Хрущёв – на ЗиЛ-111 и 111Г, брежневским автомобилем стал ЗиЛ-114. Поскольку Леонид Ильич не только надолго задержался у власти, но и погрузил страну в летаргический сон «застоя», то, вроде бы, и для обновления автомобиля причин не было. А, во-вторых, конструкция ЗиЛа-114 оказалась настолько совершенной, что в течение десятилетия зиловские инженеры, наблюдая за инновациями в мировом автомобилестроении, только посмеивались: «Это на нашем «114-м» уже есть, и это есть, и это работает. А это нам не подходит…». И всё же…
К 1974 году была разработана экспериментальная форсированная версия «114-го» мотора. По такому случаю решили произвести и легкий рестайлинг кузова. В результате в 1978 году появился первенец нового семейства правительственных лимузинов. Семейство это по заводской нормали получило индекс «115», а базовый лимузин первого поколения через несколько лет был «окрещён» в соответствии с нормалью отраслевой – ЗиЛ-4104. Он унаследовал всю «архитектуру» и механику заслуженного «родителя», и даже в облагороженной и омоложенной внешности легко угадывались фамильные черты родоначальника.
Комментарии