Предыдущую часть читайте здесь.
Первую попытку сменить выцветшее армейское «х/б» отечественных полноприводников на «партикулярное платье» в 1955 году предпринял Отдел легковых автомобилей повышенной проходимости ГАЗа под руководством Вассермана. Виду отсутствия в мировой практике иного опыта, Вассерман воспользовался довоенной методикой Грачева, то есть вновь попытался «скрестить» кузов базового легкового автомобиля ГАЗ с полноприводным шасси. За основу были взяты «Победа» и ГАЗ-69.
Так появился первый в мире серийный легковой полноприводник повышенной комфортности с несущим кузовом – М-72. Аналогов в то время не производила ни одна западная фирма. Дальнейшую судьбу автомобилей нового формата определили два обстоятельства. Во-первых, идея производить вездеходы на базе легковушек очень понравилась Хрущеву, что, разумеется, способствовало разработкам в этом направлении.
А во-вторых, в 1954 г. пленум ЦК КПСС принял постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». Госпланом СССР было намечено распахать в Казахстане, Сибири, Поволжье, на Урале и в других районах страны не менее 43 млн. га целины. Освоение началось без всякой предварительной подготовки, при полном отсутствии инфраструктуры. На целину отправляли все производимые в стране тракторы и комбайны; механизаторов посылали в сезонные командировки.
Серьезной проблемой у первых советских послевоенных легковушек были достаточно маломощные аккумуляторы. Мы уже привыкли к тому, что автомобильные аккумуляторы работают полноценно при любой температуре не менее 3-4 лет, а 50 лет назад в мороз аккумуляторы с легковых авто снимали и несли домой в тепло, если не предполагалась эксплуатировать автомобиль в ближайшие два-три дня.
И очень скоро обнаружилось, что в бескрайних степях механизаторам для оперативного полевого ремонта поломавшейся техники требуется собственное транспортное средство. Если в колхозах европейской части России добраться до поломавшегося трактора ремонтник всегда мог на попутке или на телеге, то на целине «концы» могли достигать нескольких десятков километров, грузовики были на вес золота, а «вооружать» механизаторов «газиками» или М-72 получалось слишком накладно для государства. В 1956 году Вассерман со своей «командой» начал разработку миниджипа специально для сельских механизаторов. На сей раз прототип, получивший индекс «М-73» и имя собственное – «Украинец», строился с нуля, без привязки к какому-либо кузову, а для удешевления его производства «начинка» (двигатель и ряд агрегатов) использовалась от «Москвича-402».
Передок выглядел довольно типично для тех лет и напоминал одновременно и «Победу», и «Москвичи» второго поколения. За капотом следовала относительно комфортабельная двухместная цельнометаллическая кабина, а венчал трехобъемный несущий кузов вместительный багажник, в котором можно было перевозить необходимые для полевого ремонта сельхозтехники инструмент и запчасти. Для транспортировки громоздких грузов разработали версию без крышки багажника – пикап. Малый вес, 15-дюймовые внедорожные покрышки и короткая колесная база (всего 2000 мм) позволяли экспериментальным образцам демонстрировать выдающие вездеходные качества, однако в серию машина не пошла. ГАЗ не располагал в то время достаточными производственными мощностями для освоения принципиально новой модели. Тогда же, в 1956 году, все горьковские наработки были переданы на МЗМА.
Читайте дальше.
Комментарии