Шестого ноября 1930-го эти же модели начали сходить с главного конвейера Московского автосборочного завода (с 26.12.30 – Государственный автосборочный завод им. КИМ). Причем, если производство машин на «Красном гудке» было свернуто вскоре после запуска НАЗа, то сотрудничество нижегородских автомобилестроителей с заводом КИМ длилось довольно долго.
Успев собрать из американских комплектующих 3761 Ford-А и 11675 Ford-АА, КИМ постепенно перешел на сборку автомобилей уже из отечественных деталей (выпуская соответственно ГАЗ-А и ГАЗ-АА), а 1 августа 1930 года получил статус филиала Горьковского автозавода и сосредоточил все мощности на сборке грузовиков.
Во второй половине 30-х, после проведенной реконструкции завода, на нем планировали собирать даже ГАЗ-М1, однако впоследствии горьковчане этот проект не поддержали. В самом Нижнем Новгороде дела обстояли так: во второй половине января 1932 года на готовящемся к пуску на проектную мощность заводе освоили производство блока цилиндров, коленвала, лонжеронов рамы и ряда других деталей.
Не дождавшись регулярности поставок комплектующих от смежных предприятий (в частности – листовой стали), кабины «предсерийных» грузовиков собрали из фанеры, и 29 января 1932 года с конвейера Нижегородского автозавода сошли первые автомобили НАЗ-АА. 7 октября Нижний Новгород был переименован в «Горький», заводская аббревиатура тоже изменилась, и две первые легковые машины, собранные предприятием 8 декабря 1932 года, назывались уже «ГАЗ-А».
До конца года – опять же по причине недопоставок комплектующих смежниками – вместо запланированных 696 легковых ГАЗов собрали всего 34. Однако и это считалось достижением. Начало массового производства легковых автомобилей в нашей стране было положено.
По случайному стечению обстоятельств исторических и формирования шоферского жаргона сама собой получился двойной смысл слова «газ». С одной стороны, из-за переименования Нижнего в Горький, получилась популярная марка «ГАЗ». С другой, шоферы называли педаль кселератора «газ», хотя тогда еще никакая установка гбо и не мыслилась в умах простых работяг. И только сейчас «давить на газ» звучит в прямом смысловом значении, если машина работает на газе.
Комментарии