С июля по сентябрь 1951 года оба варианта ГАЗ-69 успешно прошли государственные испытания. Приемочная комиссия отметила, что созданный горьковскими конструкторами автомобиль полностью отвечает тактико-техническим требованиям «госзаказа» и рекомендовала принять внедорожник в производство взамен ГАЗ-67Б.
Однако освоение нового «газика» задержалось из-за развернувшихся на автозаводе драматических событий. Параллельно с базовой моделью внедорожника горьковчане на его платформе разработали легкий плавающий армейский автомобиль ГАЗ-46. Однако «сверху» в производство насильственно и в срочном порядке внедряли аналогичную разработку НАМИ, созданную в 1949 году на базе устаревшего ГАЗ-67Б (НАМИ-011).
Эта конструкция, по мнению Липгарта, была сырая и бесперспективная, и, кроме того, «завязанная» на узлы и агрегаты «67-го», она тормозила освоение ГАЗ-69. Все это Липгарт не побоялся высказывать министерским «экспертам». В результате в конце 1951 года Липгарт был понижен в должности до зам. главного конструктора (главным стал Л.В. Косткин), а затем, в мае 1952 года, «подковерная борьба» и доносы привели к тому, что Липгарт, Косткин и директор завода Веденяпин с завода были изгнаны и «сосланы» на периферийные предприятия отрасли.
Разумеется, в период столь бурных потрясений заводу было не до освоения новой модели. Первые серийные ГАЗ-69 сошли с заводского конвейера лишь 25 августа 1953 года. Потребность страны в легковых внедорожниках была столь велика, что государственные стратеги приняли решение перенести их производство с Горьковского автозавода, параллельно выпускавшего легковые и грузовые автомобили, а значит вынужденного делить между ними мощности, в Ульяновск. В Горьком «69-е» выпускали только три года. Ульяновский завод был значительно расширен и переоборудован, и уже с конца 1954 года производство начало постепенно переезжать с малой родины Максима Горького на малую родину Владимира Ленина. В декабре 1954 года на УАЗе собрали наладочную партию из шести ГАЗ-69, а в начале 1955 года освоение выпуска легковых автомобилей повышенной проходимости ГАЗ-69 и ГАЗ-69А и прицепов к ним Ульяновским автозаводом было «узаконено» Приказом министра.
В 1956 году производство «69-х» в Горьком полностью прекратилось. С 1953 по 1956 годы горьковчане успели выпустить 16 382 автомобиля ГАЗ-69 и 20 543 ГАЗ-69А. Интересно, что свою причастность к производству «газиков» ульяновские автостроители обозначили лишь сменой выштампованной заводской аббревиатуры на «носу» капота – «УАЗ» вместо «ГАЗ», но в документации произведенные в Ульяновске внедорожники вплоть до снятия этих машин с производства обозначались «ГАЗ-69» и «ГАЗ-69А». Несмотря на то, что в свободную продажу «69-е» не поступали, известна их цена – 14 тысяч дореформенных рублей. Для сравнения: «Москвич-407» в 1958 году стоил 16 тысяч.
Но с точки зрения пригодности эксплуатации в обычной жизни людей сравнение «Москвич-407» с «ГАЗ-69» не вполне корректно, поскольку первый все же был сделан и для семейных поездок, в том числе, с детьми. Вы можете купить сегодня купить детское автокресло самой надежной модификации, но оно едва ли добавит комфорта в «зубодробильном» «ГАЗ-69» — подвеска жестковата. Тогда как «Москвич-407», также снабженный жесткой подвеской, был в ходу по проселкам гораздо мягче для сидящих внутри пассажиров, в том числе и для детей.
Комментарии