Так уж повелось, что наиболее популярные и распространенные автомобили получали в народе имена собственные, клички. Как правило, «погоняла» машин были безобидны, порой даже ласковы и либо образовывались как производные от официального заводского индекса автомобиля («Эмка», «Захар», «Копейка»), либо подчеркивали характерные детали его облика («Слон», «Горбатый», «Ушастый»).
ВАЗ-2106 повезло меньше. Вначале эту машину, не мудрствуя лукаво, прозвали «Шестеркой» — по последней цифре индекса, но вскоре возникло и закрепилось другое слово — «Шаха». Оно вошло в привычный повседневный лексикон большинства автомобилистов, и немногие знали, что происхождение это словцо имеет самое что ни на есть криминальное. Испокон веков картежники называли «шахой» «шестерку» любой масти.
Эти слова в уголовно-блатной среде стали синонимичны. Поэтому, когда самых низкопоставленных представителей «свиты» криминальных авторитетов начали называть «шестерками», подчеркивая тем самым, что в «колоде» они — «младшая карта», на таких людей автоматически распространилось и определение «шаха». Нет ничего удивительного в том, что в стране, на современный язык которой в немалой степени повлияла лагерная «феня», автомобиль, прозванный «Шестеркой», очень скоро стали называть «Шахой».
В этом случае, можно сказать, что народная любовь к «шестой» модели даже привнесла позитивный контекст в уголовное понятие «шаха», как бы реабилитировала его. Правда, советским гражданам и выбирать особо было не из чего, современный автобазар предлагает куда больший ассортимент автомобилей. И по производителям, и по названиям, и по прозвищам. Да и сами брендменеджеры АвтоВАЗ теперь заранее придумывают благозвучные названия моделям – «приора», «калина». Еще бы качество их превозошло советскую «шаху».
Комментарии