В прошлом материале о местечке Старый Збараж на Западе Украины, что первый замок Збаражских был разрушен татарами в середине XIV века. По мере того как ослабевало господство орды в европейской части региона, постепенно восстанавливались и родовые владения местной славянской знати. И в начале XVII века Христофор Збаражский построил новый замок в стороне от развалин прежнего.

Поскольку Христофор в момент принятия решения находился во Флоренции, он заказал проектирование нового замка итальянскому архитектору Винченцо Скамоцци. В этом не было ничего удивительного – архитектурные достопримечательности Флоренции и тогда были в моде, и сейчас пленяют воображение туристов, посещающих Италию.

К 1631 году под руководством голландца Ван Пеена и итальянца Андреа Дель-Аква новый замок был построен. Однако окончательное устройство нового строения существенно отличалось от того, каким его задумал Винченцо Скамоцци — описание этого проекта есть в книге «Идея общей архитектуры» (Венеция, 1615 г.). Главная причина, по которой проект был изменен – флорентиец не учел оборонительного характера этого замка и спланировал слишком роскошный, но малоукрепленный комплекс строений.

Дополнительно к этому в новом замке было увеличено количество помещений для всевозможной прислуги Збаражских, а также оружейных комнат, конюшен. Реалии славянского княжеского быта и существовавших внешних угроз были непонятны Винченцо Скамоцци. В этой части Европы борьба за земли между Австро-Венгерской, польской империями и Русью только набирала обороты после ослабления влияния монголо-татар.

Поэтому после того, как была закончена архитектурная часть зданий замка, еще до середины XVII века брат Христофора Збаражского Юрий занимался строительством фортификационных укреплений – был вырыт глубокий ров, обнесен неприступными стенами с внутренними переходами и множеством бойниц. В 1649 году во время очередной осады укрепления были серьезно повреждены, поэтому в следующие 20 лет (до 1970 года) продолжалось укрепление замка за счет сокращения внутренних хозяйственных пространств.

И только к концу XVIII века Збаражский замок начал принимать более утонченные ренессансные формы, сохранившиеся до наших дней. Опять же, это больше касалось внутренних строений и интерьеров помещений, и больше были данью моде, принятой среди военно-политической элиты региона. Сами войны в Европе не прекращались, но повсеместное внедрение пушечных орудий уже не давало возможности сделать отдельный замок неприступным.