НАМИ-1

Уже к середине двадцатых годов правительству СССР стало окончательно ясно, что на базе НЭП невозможно эффективно и оперативно поднять до нужного уровня индустрию государства. Поэтому «нэпманов» на какое-то время оставили в покое, используя эту нишу лишь как источник поступления налогов в казну.

Это было и понятно, все, на что были способны мелкие полукустарные предприятия, это производства не требующих передовой промышленной механизации товаров народного потребления – одежда, украшения, безопасная бытовая химия, гвозди, некоторый инструмент и тому подобное. Большинство же коммерсантов вообще не занималось производством, а лишь создавали концессии для реализации товаров, производимых в Европе.

Еще в начале 1926года специальная правительственная комиссия под председательством товарища, Я. Э. Рудзутака на основании учета потребности в перевозках по безрельсовым дорогам нашли необходимым пополнение нашего автопарка на первые пять лет (до 1929-30 годов включительно) сорока тысячами единиц. При неоднократных обсуждениях плана эта цифра возражений не встретила, так как выражала минимальную потребность экономики СССР в автотранспорте.

Но смогли приступить к реализации этой программы только в 1928 году, когда смогли создать минимально достаточную производственную базу для производства собственных автомобилей. План по производству первых 40.000 единиц сдвинули на два года (до 1932/33 годов), но одновременно признали, что такого количества техники при взятых темпах индустриализации не хватит. В 1928 году СССР по показателям количества автомобилей занимал последнее место в мире с учетом любого хоть сколько-нибудь индустриального государства в Европе и США.

В советских журналах открыто была опубликована мировая статистика развития производства автомобилей, подготовленная Центральным Статистическим Управлением. Полный текст исследования даже был издан отдельной брошюрой «Автомобиль в цифрах». В СССР к тому моменту в эксплуатации находилось всего 20.600 автомобилей, большинство которых было произведено за пределами нашего государства.

К тому времени автомобиль НАМИ-1 собирался полностью на отечественных деталях, но в катастрофически малых количествах – в 1927 году планировалось выпускать по 30 машин в месяц, но к 1932 году смогли выпустить только 512 таких машин. Требовалась более передовая технологическая цепочка производства автомобилей, которая позволила бы организовать производство нужно количества техники.