Стоит ли заострять внимание на том, что самая первая модель «инвалидки» создавалась в условиях жесточайшего цейтнота, обусловленного спецификой социального заказа? По данным информационного агентства «Славянский мир», инвалидами с Великой отечественной войны вернулось около 2, 6 миллионов (!) человек.
Немалая их часть лишилась одной или обеих ног, и создание простейшего в изготовлении и управлении транспортного средства для этих людей являлось одной из первостепенных государственных задач.
В результате спешки и жестких технических ограничений (отказ от копирования зарубежных аналогов, плюс простота конструкции, плюс максимальная унификация с уже выпускаемыми нашей промышленностью узлами и агрегатами) первая мотоколяска получилась не просто несовершенной, но и не способной достойно выполнять свое предназначение.
Никто не требовал от «инвалидки» комфорта и скоростных качеств «полноразмерного» легкового автомобиля, но «простота» ее оказалась «хуже воровства»: люди с ограниченными возможностями вынуждены были постоянно ковыряться в ненадежных «кишочках» своего транспортного средства, устраняя многочисленные поломки. Первая модификация с маломощным двигателем не могла забираться даже на не слишком крутые подъемы.
Когда же на модернизированную модель (СМЗ С-3Л) поставили более мощный движок, выяснилось, что с повышением максимальной скорости повысилась и врожденная склонность карликового «родстера» к опрокидыванию. Словом, очевидна была необходимость довести конструкцию до ума, избавиться от ее врожденных пороков, благо старая модель худо-бедно потребность инвалидов в средстве передвижения начала удовлетворять.
Это «худо-бедно» продолжалось шесть лет, в течение которых было выпущено 19128 «экземпляров» мотоколяски СМЗ С-1Л и 17053 «экземпляра» ее младшей форсированной «сестры» СМЗ С-3Л.
«A» ©
PS. Современным молодым людям даже трудно себе представить, что были такие времена, когда даже такие проблемы, как организация производства инвалидных мотоколясок, решались на самом «верху» и решения визировались членами Политбюро ЦК КПСС. Сейчас в свободной продаже в огромном ассортименте газонокосилки бензиновые самоходные от разных производителей, можность движков которых подчас больше, чем у этих первых моделей СМЗ.
Комментарии