Предыдущий материал читайте здесь.
Разрабатывая в начале 50-х годов первую отечественную мотоколяску, сотрудники Центрального конструкторского бюро мотоциклостроения вряд ли думали о том, что выходят со своим детищем на инженерное «поле», основательно «возделанное» европейской послевоенной промышленностью. Куда важнее было создать простое и надежное транспортное средство для сотен тысяч советских людей, вернувшихся с войны инвалидами.
К концу сороковых годов обескровленная Второй Мировой войной промышленность Европы и покупательская способность большей части ее населения находились в одинаково плачевном состоянии. В сфере производства и потребления легковых автомобилей ситуация сложилась вполне гармоничная: инженерных и производственных мощностей и ресурсов большинства фирм хватало лишь на освоение простейших транспортных средств, маленьких экономичных машинок, по всем показателям на порядок уступающих довоенным моделям.
Но и уровень жизни большинства европейцев не позволял им претендовать на что-то более дорогое и серьезное. Если довоенная история курьезных минималистских конструкций сводилась главным образом к созданию околоспортивных прототипов или неприкладному инженерному экспериментированию, то после войны речь уже шла о первых шагах массовой автомобилизации населения. В результате в начале — середине 50-х на свет появилось довольно много автомобильчиков, ставших впоследствии классикой в своей «весовой категории».
Это и итало-немецкая BMW Isetta, и английский Bond Minicar, и немецкий Messerschmitt KR175, и чехословацкий Velorex. Объединявшая их спартанская простота и незатейливость конструкции требовала от владельцев известной ловкости в эксплуатации. На людей с ограниченными возможностями эти «кабинероллеры» явно не были рассчитаны. Сегодня можно встретить мнения людей, которые склонны винить советскую власть в отсутствии производства полноценных средств, позволявших инвалидам удобно перемещаться по жизни – дебаркадеры, подъемники на лестничных площадках и так далее, все то, чем сейчас оборудуют городскую инфраструктуру.
На мой взгляд, претензии не вполне обоснованы, дело в том, что не только в СССР, но в других странах Европы, также получивших в результате Второй Мировой огромное количество инвалидов, элементарно не существовало наработок по подобным устройствам. Элементарно, металлические ограждения лестниц существовали всегда и везде и не только ради безопасности людей или красоты, но не была проработана система технологии, как сделать те же ограждения лестниц более удобными для пользования инвалидами, лишенными рук. Согласитесь, это непростая задача, особенно в условиях катастрофического дефицита средств в экономике, нуждающейся, прежде всего, в восстановлении. Что уж говорить о индивидуальном транспорте для инвалидов – делали, как умели.
Читайте дальше.
Комментарии