Предыдущую часть читайте здесь.
К весне 1940 года аврально-ударная реконструкция завода КИМ была наконец завершена, хотя и с серьезным отставанием от графика – январское Постановление №36 СНК и ЦК партии обязывало выпустить 100 машин уже в 1939 году. 25 апреля 1940 года в шесть часов вечера со сборочного конвейера КИМ сошел первый предсерийный седан КИМ-10, 26 апреля – второй, 27-го – третий. На этом решено было остановиться.
Автомобили следовало испытать (этим занялись незамедлительно, нарезая круги по окрестным буеракам и булыжным мостовым) и представить «заказчику» в лице партии и правительства. Но сначала все три КИМа-10 торжественным маршем прошли по Красной площади во время первомайской демонстрации. Люди встретили новые автомобили с ликованием, поскольку газеты, вопреки сложившейся традиции, уже в 1939 году успели «проанонсировать» машины, предназначенные для частников.
К сожалению, очень мало имеется фотографий с неофициальных фотосъемок КИМ-10 того периода, поскольку фактически автомобиль в серию не поступил, следовательно, до потребителя не добрался. Современные рекламные фотографы, если требуется недорогая фотосъемка, все больше снимают украшения для рекламы или свадьбы, что тоже неплохо. Но редко кто снимает проникновенно старые автомобили так, как это прекрасно получается у Макса Макарова, а жаль. Но и в его коллекции современных съемок КИМ-10 не нашел.
А потом начался кошмар.
Официально допуск к производству новой модели автомобиля в те годы давал Экономический совет СНК, но главным «экспертом» по-прежнему являлся Сталин. Летом 1940 года состоялись обязательные кремлевские смотрины, и… автомобиль вождю не понравился. Главное нарекание у главного автомобилиста страны вызвал двухдверный кузов, затрудняющий посадку на заднее сиденье, то есть как раз элемент, ранее утвержденный Экономическим советом.
Общее недовольство Сталина сподвигло официальную «приемную комиссию» составить пакостный документ, в котором в вину создателям с одной стороны вменялось неполное соответствие представленного прототипа образцу, ранее утвержденному Экономическим советом, то есть Форду Префект, а с другой – наличие особенностей, присущих прототипу, но забракованных вождем.
В августе 1940 года вышло роковое для КИМовских прототипов постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О малолитражном автомобиле КИМ», в котором четко формулировалась вина Наркомсредмаша и лично его главы Лихачева, уже после утверждения типа перспективной машины экономическим советом, «самовольно внесших в конструкцию ряд изменений…», которые «…ухудшили автомобиль, увеличили его вес и стоимость».
Этим же постановлением в конструкцию КИМ-10 предписывалось внести следующие изменения:
- убрать подножки;
- хромированные штабики (молдинги) по бокам машины заменить специальной краской;
- перенести фары с крыльев на боковины капота;
- заднее стекло делать целое;
- снизить общую высоту кузова не менее чем на 100-150 мм;
- уменьшить задний багажный ящик;
- уменьшить крылья;
- верх кузова (крышу) делать из дерматина.
- поднять клиренс машины до 185-190 мм;
И самое главное: кузов изготовить 4-дверным вместо 2-дверного.
Заметим, что подножки, молдинги и фары в отдельных корпусах на передних крыльях, «воспроизведенные» на предсерийных машинах, были заимствованы конструкторами и художниками именно у утвержденного в качестве образца для копирования «Форда», а двухдверность отдельно оговорена решением Экономического совета.
Читайте дальше.
Комментарии