Предыдущую часть читайте здесь.
Дальнейшие события развивались очень динамично. Приказом №44 Народного Комиссара среднего машиностроения СССР от 15 января 1939 г. Государственный автосборочный завод им. КИМ с 1 февраля выделется из состава Горьковского автозавода и включется в систему Глававтопрома как самостоятельное предприятие «Московский автомобильный завод имени КИМ».
При проектировании общедоступных легковых авто обычно никто за инновационным дизайном не гонится — главное, чтобы он был недорогим.По прошествии семидесяти лет с того времени, когда начал разрабатываться первый советский народный автомобиль, мы снова столкнулись с подобной ситуацией. Сегодня первый отечественный гибрид «Ё-Мобиль», если посмотреть ё мобиль фото, спроектирован по тому же принципу. Массовому потребителю нет нужды кого-то удивлять, нам нужно просто ездить.
В феврале пост Наркома среднего машиностроения занимает И.А. Лихачев, до этого директорствующий на ЗиСе. Неспешные разработки перспективной малолитражки в стенах Научного автотракторного института велись и до исторических постановлений, но уже 11 февраля 1939 приказом по НАТИ №124 работы по проектированию малолитражного автомобиля были определены как первоочередные. Главным конструктором проекта назначался «коренной» инженер института А.Н. Островцев. Поскольку создание новой машины именно на основе зарубежного аналога «рекомендовалось» постановлением СНК СССР и ЦК партии, ни о каком «техническом творчестве» не могло быть и речи. За рубежом для сравнительных испытаний и выбора прототипа были закуплены подходящие по классу автомобили: FIAT-508С, Vauxhall, Austin, Opel Kadett, Morris, Ford Prefect и его германский аналог Ford Eifel. Ходовые испытания проводились в три смены на участке шоссе Москва — Клин и булыжном участке Пятницко-Берендеевского шоссе.
В результате авральной работы выбор был сделан уже к началу марта: оптимальной для копирования зарубежной моделью был признан Ford Prefect. Нельзя сказать, что этот автомобиль в чем-то существенно превосходил аналоги иных производителей. Более того, в 1939 году ряд конструктивных особенностей «бюджетного» Форда (например, механический привод рабочего тормоза) являли собой вчерашний день, да и выглядел эта машина довольно архаично. Но, во-первых, более прогрессивные модели оказались бы дороже в производстве, а «народный автомобиль» не мог быть дорогостоящим, а, во-вторых, заметную роль сыграло близкое знакомство отечественных инженеров и технологов с фордовскими конструкциями. Опыт производства и сборки ГАЗ-А и ГАЗ-М1, позволял надеяться на то, что скопировать Ford Prefect и освоить производство «клона» получится быстро, без серьезных материальных затрат и технологических «прорывов».
Постановление №197 Экономического совета при Совнаркоме СССР от 5 марта 1939 года возвело выбор конструкторов НАТИ в ранг государственной директивы, предписывающей для производства малолитражного автомобиля копировать модель Ford Prefect с двумя типами двухдверных кузовов: закрытый седан и фаэтон.
Читайте дальше.
Комментарии