Предыдущий материал читайте здесь.
«Создавать мотоколяску с нуля» вовсе не означало «ни в чем себе не отказывать». Проект с самого начала был задуман как социальный, то есть продавать мотоколяски в собственность инвалидам не предполагалось. «Казенный» характер транспортного средства в сочетании с планируемой его массовостью вынуждали думать не столько об удобстве будущих «пользователей», сколько о предельно низкой себестоимости коляски.
Конструкторам предстояло, с одной стороны, учесть горький опыт эксплуатации «Киевлянина» и по возможности избежать непреднамеренных просчетов его конструкции, а с другой – отказавшись от естественной идеи выстраивать машину «вокруг» инвалида, уложиться в жесткие требования экономии и унификации, надеясь, что инвалид в конце концов в полученную коляску как-нибудь поместится.
Группа инженеров оказалась в положении людей, которые прекрасно знают о последствиях «наступания» на грабли, но, делая очередной шаг и прекрасно эти самые грабли видя, не имеют возможности пронести ногу мимо. Едва ли выбранная инженерами ЦКБ трехколесная схема казалась им оптимальной. Просто она позволяла использовать предельно простое мотоциклетное рулевое управление, а заодно экономить на колесах.
При этом выбранный для мотоколяски 123-«кубовый» четырехсильный двигатель мотоцикла М1А «Москва» отчасти компенсировал главный недостаток трехколесных транспортных средств – склонность к опрокидыванию, поскольку не позволял развивать скорость, на которой эта склонность могла бы себя проявить. Хотя решение этой проблемы могло быть и иное — то, какие делают шасси на радиоуправляемые машинки, чуть выдвинутые в стороны за пределы кузова. Такой вариант сразу снижает вероятность опрокидывания в несколько раз.
Справедливости ради следует отметить, что проектирование первой специализированной мотоколяски отнюдь не описывается строчкой из песенки: «Я его слепила из того, что было…». Задача перед конструкторами стояла непростая. Основной проблемой был кузов. Несущая конструкция исключалась, поскольку это усложняло и удорожало производство. Традиционная рамная схема сделала бы мотоколяску слишком тяжелой и опять же потребовала бы оснащать кузов силовыми элементами.
Остановились на вполне естественной для мотоциклов, но в мире автомобилей – довольно диковинной сварной пространственной раме из труб в качестве несущей основы. Такая схема позволяла просто обшить раму стальными листами, создав необходимый закрытый объем для водителя, пассажира, движка и органов управления. Но даже при столь спартанском подходе к архитектуре будущей мотоколяски конструкторы уделяли внимание и удобству пользования ею, и даже её внешнему виду! Об этом свидетельствует тот факт, что в 1951 году конструктором ЦКБ М.П. Поволяевым был изготовлен гипсовый макет микроавтомобиля.
Читайте дальше.
Комментарии