История ИЖ-2126 «Орбита» – очень напоминает историю золушки, которая сама не виноватая так и не встретила добрую фею и опоздала на бал. В результате она явилась ко двору не в виде красиво одетой красавицы, способной заинтересовать принца, а в своем обычном виде — милой и доброй замарашки, да еще и когда гости уже разошлись. «Орбита», называвшая уже «Одой» к тому моменту, добралась до конвейера спустя 20 лет после начала разработки – морально устаревшей и неактуальной.
Автомобильное производство на Ижмаше своим появлением обязано тактическому маневру, предпринятому государством с целью «выманить» у граждан страны и запустить в оборот излишки денежных средств. Сделать это решили, насытив внутренний рынок легковыми автомобилями, для чего в Тольятти «отгрохали» новый автогигант, а на базе промышленного объединения в Ижевске построили завод по производству малолитражек «Москвич».
Новый автозавод, как и положено, с самого начала «обзавелся» конструкторским бюро, что в перспективе, после освоения производства клонов «Москвичей», подразумевало разработку собственных автомобилей. И действительно, ижевские дизайнеры и конструкторы, не откладывая дела в долгий ящик, начали активно творить, «на гора» выдавая один за другим интереснейшие прототипы: 1969 г. – ИЖ-5, 1972 г. – ИЖ-14, (оба 4х4), 1972 г. – переднеприводный ИЖ-13 «Старт», 1974 г – ИЖ-19 «Старт-Комби»…
Однако за первое десятилетие существования завода из собственных разработок освоены были лишь народнохозяйственная версия «Москвича» – «каблучок» М-2715 – и эффектная, но конструктивно не аутентичная «легковушка» Иж-Комби. Дело в том, что, обосновавшись под боком «оборонного» Ижмаша и став его структурным подразделением, Ижевский автомобильный завод оказался в подчинении не «профильного» Министерства автомобильной промышленности СССР (в очередной раз воссозданного в качестве самостоятельного ведомства в 1965 году, всего за год до начала строительства ИжАвто), а Министерства оборонной промышленности СССР, возглавляемого С.А. Зверевым.
Автомобильное производство на оборонном предприятии для этого человека было не то чтобы обузой, но некой третьестепенной задачей. Не его вина в том, что финансирование разработок и производства новых видов вооружений и новых моделей ижевских малолитражек приходилось осуществлять из одного «котла». Разумеется, приоритет имела военная техника – геополитическая обстановка тех лет требовала постоянной модернизации армейской матчасти. С поставленной государством задачей – массовым производством автомобилей для внутреннего рынка – ижевский автозавод справлялся, а большего от него, вроде бы и не требовалось. Некоторые источники, в частности, сайт Твоя-машина.RU утверждают, что в первой половине 70-х Зверев активно помогал директору Ижевского машиностроительного завода И.Ф. Белобородову выбить из Совета министров СССР деньги на производство разработанного ижевскими конструкторами в инициативном порядке ИЖ-13 «Старт». Увы, безуспешно.
Комментарии