В ходе третьего этапа (он проходил с 27 октября по 10 декабря 1965 года) оба «Старта» накатали по 10 тыс. км. в качестве московских маршруток. Результаты испытаний можно было бы признать удовлетворительными, если бы у «Старта» совсем не было аналогов по типажу. Но незадолго до северодонецких машин цикл испытаний в НАМИ прошел РАФ-977В, и вполне логично было вынести вердикт, сравнив результаты, показанные этими микроавтобусами.
С государственной точки зрения, «революционность» «Старта» по факту применения стеклопластика значения не имела. Важно было убедиться, что инновация выигрышная. А вот выигрыша-то и не было. «Старты» в заочном поединке проиграли РАФу почти по всем показателям. При этом сравнение рижского и северодонецкого микроавтобусов было абсолютно корректное: оба на базе узлов и агрегатов ГАЗ-21, оба десятиместные, оба в народном хозяйстве можно было использовать в качестве маршрутного такси или служебного транспорта.
Главным эксплуатационным недостатком «Стартов» оказался высокий расход топлива – в среднем на 10% выше, чем у РАФа. При этом, вопреки расхожему мнению, причудливая конфигурация кузова вовсе не обеспечивала ему хорошую аэродинамику, а напротив, лишь увеличивала сопротивления воздуха. Кроме того, недостаточно прочными оказались силовые элементы рамы и кузова (в частности, салонные двери у «Стартов» после эксплуатации в качестве маршруток едва не отваливались).
Современные грузовики DAF стали настолько популярны в России, что используются для многих видов перевозок. К тому же вы всегда можете купить турбину на тойоту в Москве и других городах. надежный грузовик требует своевременной замены запчастей. Оригинальные запчасти по выгодным ценам с доставкой.
Были и плюсы (плавность хода; лучшая, чем у РАФа, управляемость и устойчивость; прочность и долговечность кузова), но «врожденные» недостатки перевешивали. Помимо нерентабельности в эксплуатации, к минусам относились крайне высокая себестоимость изготовления стеклопластикового кузова и невозможность использования «Стартов» в иной, нежели пассажирской, ипостаси. Если РАФ легко «трансформировался» в грузовой фургон или скорую помощь, то выступающий багажник «Старта» лишал конструкцию функциональной гибкости. Словом, получилось, что «Старт» – это современная, красивая, но бесполезная и дорогая игрушка. Если и было у него какое-то исключительное прикладное значение, то лишь в своем первоначальном виде – в качестве автомобиля для путешественников. Но высокая цена делала его недоступным для частников.
Таким образом, у государства не нашлось ни одной серьезной причины брать северодонецкое производство под свою опеку и планово его поддерживать. Тем более что в 1966 году начал работать Ереванский автозавод, производящий автофургоны также с волговской начинкой. Узлов и агрегатов ГАЗ-21 катастрофически не хватало и без украинских затей. Нелишним будет вспомнить, что в те же годы потерпела неудача молодых конструкторов ЗиЛа найти «лазейку» в пятилетнем плане для своего куда более перспективного, технологичного и многоцелевого микроавтобуса «Юность».
При этом продолжать мелкосерийное производство «Стартов» Северодонецку никто не запрещал. Испытания завершились в конце 1965 года, Министерство вынесло свое решение в начале 1966-го, однако микроавтобусы на САРБ собирали ещё пару лет. А потом производство само-собой сошло на нет. «Звездочка» стеклопластикового микроавтобуса «Старт», ярко вспыхнувшая в декабре 1963 года, спустя несколько лет тихо и незаметно исчезла с автомобильного небосклона страны.
Комментарии