Гонки по вертикали. История. Афиша.

Начало ХХ века, никаких «Гарри Поттеров», IMAX 3D, даже «Властелин колец» еще не написан и до игрищ толкиенистов на природе далеко. Чем в то время развлекались люди в уикенд после трудовой недели в Европе или США? Разумеется, они шли всем семейством в Луна-парк, чтобы там попить пивка, покатать детей на карусели и получить острые ощущения от рискованных зрелищ. Например, от автогонок по вертикальной стене.

Огромные бочки с деревянными или металлическими стенами так и называли «стена смерти», а сами гонки по вертикальной стене называли «смертельными гонками». Еще бы, рев мотоциклов и автомобилей (поскольку выполнять такие трюки можно только на пониженных передачах), которые круг за кругом поднимаются к верхней кромке, у которой стоят зрители – это очень рискованно, причем, как для исполнителя, так и для зрителей. Когда мощный автомобиль носится всего лишь в нескольких ярдах от твоей головы, адреналин зашкаливает.

Командные гонки по вертикальной стене. Кони-Айленд (Ню-Йорк). 1915 год.

История подобных вертикальных гонок началась еще в 1910 году, сначала с мотоциклов. Ни одна ярмарка или фестиваль open air не обходились без этого захватывающего шоу. Авто и мото техника тогда стоили достаточно дорого и не было еще большого количества владельцев подобной техники, она была в новинку и требовала неординарных рекламных ходов для повышения продаж. Поэтому вплоть до середины 30-х годов ХХ века подобные шоу спонсировались производителями автомобилей и мотоциклов.

Гонки по вертикали. Фотореклама в прессе.

Первый по-настоящему крупный мотодром для гонок по вертикали с очень большим радиусом появился в Луна-парке Кони-Айленд (Нью-Йорк) в 1911 году. Сначала стены не были полностью вертикальными, а лишь наклонными, но постепенно в течение 4 лет трасса достраивалась, пока окончательно не превратилась в круговую вертикаль. Длина окружности этого автодрома составляла более 1 мили, что позволяло устраивать командные гонки.

Советские производители мотоциклов, только к середине семидесятых «разродились» относительно неплохим, по-настоящему спортивным мотоциклом «Иж планета спорт», который был достаточно современным, и даже мог конкурировать с европейскими и даже японскими аналогами. И это стало причиной новой «головной боли» советских граждан – практически 80% этих моделей СССР отправляли на экспорт, десятую часть оставляли для комплектования мотогоночных команд, а до обычного потребителя снова доходил только каждый десятый из выпускаемых мотоциклов. Поэтому ИЖ планета-спорт до сих пор является раритетным представителем советского мотопрома.

Гонки по вертикали. Стилизованное под ретро анимированное слайд-шоу.

При подготовке использованы материалы с сайта Dark Roasted Blend.