ГАЗ-М1 Г

Во второй половине 30-х годов легковые автомобили в нашей стране выпускали лишь два автозавода, причем московский ЗиС-101 для создания на его базе «рабочих» модификаций не подходил в силу своей классности. Таким образом, бремя заполнения всех без исключения народнохозяйственных ниш, нуждающихся в специализированном транспорте, легло на «Эмку».

Достаточно сказать, что на ее шасси в 1936-42 гг. выпускались даже бронеавтомобили ФАИ-М, БА-20 и БА-20М, вплоть до появления шасси ГАЗ-64 служившие основой парка легкой бронетехники Красной армии. На базе ГАЗ-М1 создавались полноприводники и полугусеничные модификации, фаэтоны и гоночные автомобили. Шасси «Эмки» использовали для своих разработок «колдуны» из НАТИ (так в ту пору назывался НАМИ).

Об энергетическом кризисе в предвоенные годы у нас никто не помышлял, однако к войне страна готовилась, а потому эксперименты с двигателями, работающими на альтернативных бензину видах топлива, были актуальны. В 1938 году группа инженеров НАТИ под руководством А.И. Пельтцера сконструировала газогенераторную установку НАТИ-Г12, преобразующую в рабочую смесь для ДВС продукты сгорания обыкновенных дров.

На «Эмку» вся эта громоздкая система была смонтирована в Москве, во 2-м таксомоторном парке. Несмотря на многочисленные технические ухищрения, мощность двигателя в конечном счете достигала лишь 37 л.с., а максимальная скорость – 87 км/ч. Вес автомобиля возрос с 1370 до 1600 кг. В сентябре 1938-го А. И. Пельтцер, А. Н. Понизовкин и Н. Д. Титов совершили на ГАЗ-М1Г испытательный пробег в 5000 км. Была показана средняя скорость 60,96 км/ч и таким образом установлен всесоюзный и побит мировой рекорд скорости для газогенераторных автомобилей.

За построенный в единственном экземпляре ГАЗ-М1Г иногда ошибочно принимают «представителей» опытной партии из пяти автомобилей, выпущенных в апреле 1941 года на Горьковском автозаводе. На них стоял двигатель ГАЗ-45, способный работать как на бензине, так и на газе. «Топливным баком» служил стальной баллон диаметром 325 мм и длиной 740 мм, заполняемый под давлением газовой смесью. Если на таких машинах «газогенераторная сущность» пряталась в «замаскированном» под багажник дополнительном объеме кузова, то «корму» ГАЗ-М1Г «украшали» ничем не прикрытые агрегаты «топки», в том числе и основной котел, более всего напоминавший печку-буржуйку.

«A» ©

N.B. К слову, Сталина не случайно до сих пор многие историки считают качественным эффективным менеджером, сумевшим построить такую систему технического заимствования, при которой не просто копировались технологии, но и доводились до совершенства. Взять те же технологии экономичного строительства. Мало кто знает, что всем известный пенобетон был разработан еще в начале ХХ века немецкими инженерами, но в Германии внедрялся в строительство медленно. Но именно в период индустриализации технология строительства на пенобетонных блоках была доведена до ума (по информации сайта penoblok.ws) и использовалась в кооперативном строительстве малоэтажных жилых домов.