Изменив форму передней панели, дизайнеры слегка увеличили объем багажного отделения, и, «развивая преимущество», отправили запаску в моторный отсек. Это решение позволило не только расширить багажник, но и избавиться от «грыжи» для вертикальной парковки запасного колеса спереди. Бамперы с черными пластиковыми углами сложного сечения и резиновой накладкой по всей длине не только современнее смотрелись, но и лучше отвечали требованиям безопасности.
Настоящей революцией стало исчезновение знаменитых «ушей», без которых «Запорожец» трудно было представить. Вместо них на задних крыльях появились почти незаметные решетки-«жабры». Эта инновация была вызвана не только стремлением дизайнеров облагородить внешность «Запорожца», избавив машину от слишком уж броских особых примет, но и борьбой конструкторов с одной из главных болезней запорожских микролитражек – склонности мотора к перегреву. Поскольку принципиально в системе воздушного охлаждения ничего изменить было нельзя, инженеры частично решили проблему, организовав обдув двигателя сложной системой искусственно создаваемых направленных «сквозняков».
Хромированных вставок (в «авторской» версии дизайнеров) лишились черные резиновые уплотнители лобового, заднего и задних боковых окон. Черной стала и боковая стойка поворотной форточки. Чувство меры украинским художникам не изменило, и зачернять поясной хромированный молдинг, а также тонкие рамки передних боковых стекол они не стали. По понятным соображениям экономии колпаки и шины на колесах не изменялись еще в то время. В результате автомобиль выглядел не только обновленным и помолодевшим, но и нарядным.
Немногие, наверное, обращали внимание на то, что сегменты вентиляционной решетки, расположенной по правому борту, «смотрят» по ходу движения, то есть работают на забор воздуха, а сегменты противоположной решетки развернуты против хода, то есть работают на вытяжку. Организации воздушных потоков служила и решетка в левой половине крышки капота (именно к ней был подведен кожух воздуховода от крыльчатки вентилятора), и прорези в задней панели кузова, прикрытые консолью под номерной знак.
Если передок новой модели вплоть до запуска машины в серию не изменялся по сравнению с прототипами, впервые представленными публике в 1977 году, то задняя панель обновленного «Запорожца» на пути к созданию предсерийных образцов подвергалась постоянным модернизациям. На ранних версиях характерные «щеки» в средней части боковин задней панели, конфигурация которых задавалась не только раструбами воздухозаборников, но и общим профилем поперечного сечения кузова, были сохранены. Они задавали форму задним фонарям, и вместо круглых двухсекционных предыдущей модели на прототипе появились эллипсовидные: в разрезанный пополам по вертикали круг была «вживлена» прямоугольная секция. Внутренние полукруглые секции у этой версии функционально различались: левая, красная, служила задней «противотуманкой», а правая, белая, включалась при движении задним ходом. Средние прямоугольные секции делили между собой задние габариты, катафоты и стоп-сигналы, а внешние полукруглые секции были оранжевыми и использовались как поворотники.
Затем внутренние края фонарей были выпрямлены, а противотуманная секция уступила место второму сигнализатору заднего хода. И наконец на предсерийных экземплярах и в серии появились совсем новые задние фонари традиционной прямоугольной формы, совмещающие в одном многосекционном корпусе все опции, кроме освещения номерного знака. Под эти фонари пришлось выпрямить и боковины задней панели. Европейские требования к оптике по безопасности возобладали над стилистическими решениями дизайнеров. Кроме того, именно в расчете на экспорт на задней панели моторного отсека между фонарями появилась длинная выштамповка под горизонтальные номера европейского образца.
Комментарии