Предыдущий материал по теме читайте здесь.
– Но разве человек, собирающий масштабные модели машин, АВТОМАТИЧЕСКИ не интересуется их устройством, характеристиками и «биографиями» прототипов?
– Как выяснилось – нет! Оказывается, всех собирателей «машинок» можно условно разделить на две основные категории. Для одних первичен именно отечественный автопром, его история и его неуклюжие, но любимые многими детища. И масштабная модель для таких людей – всего лишь «иллюстрация», овеществленное «изображение» настоящего автомобиля. Такие коллекционеры действительно с удовольствием читают журнал, обсуждают сходство и различия модели и прототипа, пытаются своими силами устранить допущенные производителем косяки, словом, они собирают модели АВТОМОБИЛЕЙ.
А представители второй категории собирают МОДЕЛИ автомобилей. Это именно настоящие, «правильные» коллекционеры – из тех фанатов, которые готовы отдать целое состояние за почтовую марку с неправильным количеством зубчиков или ещё какую-нибудь невзрачную фигню только потому, что эта фигня редка и раритетна. Прототипы интересуют таких людей меньше всего. Зато они всё знают именно про модельный мир, про производителей масштабных моделей, про тиражи, про рыночную ценность… Ну, все как положено настоящим коллекционерам. Каждый косяк, каждое несоответствие той или иной детали модели прототипу они воспринимают с философским смирением, потому что плевать они хотели на сходство.
Модель для них – не вторичный по отношению к прототипу объект, а самодостаточный артефакт. Или, допустим, как различаются экскурсионное катание туристов по Питеру и развозка персонала петербург. В одном случае самоценным является рассматривания города, во втором – пропускная способность его дорожной ифнраструктуры и умение водителя оперативно перемещаться из пункта А в пункт Б. И коллекционная ценность каждого такого артефакта тем выше, чем в более аутентичном виде, по сравнению с исходным, он сохраняется.
Хе-хе… Я имею ввиду не отсутствие царапин или потерянные детальки, а весь сопутствующий модели реквизит, включая товарную упаковку. «Автолегенды СССР», например, продаются так: сама модель намертво завальцована в пластиковый блистер (жесткая прозрачная упаковка), предохраняющий «машинку» от повреждений при транспортировке. А этот блистер в свою очередь запаян в общий с журналом целлофановый пакет. Чтобы прочитать журнал, нужно этот пакет вскрыть, а чтобы рассмотреть модель, нужно еще и необратимо разорвать или разрезать блистер.
Так вот, я знаю людей (коллекционеров), которые вообще не вскрывают ничего! Покупают, рассматривают сквозь целлофан всё, что удаётся рассмотреть без повреждения упаковки, и прячут вожделенный партворк в шкаф. Дело в том, что вскрытый патрворк теряет часть своей коллекционной ценности. Абсурд, конечно, но с точки зрения законов коллекционирования, это действительно так. А ты говоришь «150 тысяч читателей»… Хорошо, если треть…
– Потрясающе! А как же Радость Подробного Разглядывания? Тактильная Радость Держания В Руках?
– Ну не существует для этого разряда коллекционеров таких радостей! Пойми, они не отказывают себе в этом, им сие просто чуждо! Там другие цеховые радости: Радость Обладания, Радость Знания, Что У Тебя Это Есть…
– Извращение какое-то!..
– Вовсе нет. Представь, Радость Знания свойственна и тем, для кого модели имеют «иллюстративно-наглядный» смысл. Салоны большинства машинок (я сейчас не только об «Автолегендах» говорю, вообще о подобной продукции) обычно хорошо и правдоподобно деталированы (вплоть до дверных ручек и рычажков), но не прокрашены, просто отлиты из черной пластмассы. И многие «буквоеды» для приведения модели в максимальное соответствие с прототипом салоны скрупулезнейшим образом салоны прокрашивают – вплоть до микроскопических циферок на приборах. Кроме того продаются специальные наборы так называемых «деКалей», это что-то вроде «переводилок», изображающих с фотографической точностью некие микроскопические элементы. Скажем, надпись «ЗАЗ» на пепельнице.
Само собой, размер всего этого порой меньше булавочной головки. Мало того, что невооруженным глазом такую надпись в упор не разобрать, так вся эта красота попадает, в конечном счете, ВНУТРЬ модели. А у большинства современных машинок ничего не открывается, то есть рассмотреть интерьер можно только снаружи, через окошки. Словом, в результате 70% художеств, связанных с улучшением салона, оказываются вообще НЕ ВИДНЫ! Спрашивается: зачем же это всё делается? А вот именно затем, что душу моделиста греет Радость Знания: «Да, разглядеть эти подробности невозможно, но я-то ЗНАЮ, что в салоне всё в точности, как у настоящего автомобиля!».
Читайте дальше.
Константин Андреев.
Журнал «Регион-57».
Комментарии