На берегу отдыхающие, а черноморские рыбаки выходят на лов в море. 1997 год.

После достаточно неприятного знакомства с Сочи, о котором я рассказал в предыдущей части, после ночной гонки назад в Лоо мы быстро уснули, и проснулись абсолютно счастливыми на берегу Черного моря (я проснулся очень рано). Мы поняли, что для счастья на курорте вполне достаточно быть на берегу, иметь возможность спокойно и бесплатно купаться в море в любое время суток. И еще важно, чтобы был сплоченный коллективчик единомышленников – чтобы наши вкусы и интересы совпадали, хотя бы на время путешествия, и больше ничего не нужно.

Поэтому с утра мы просто наслаждались морем, пили пиво, перекусывали, купались нагишом, загорали, фотографировались – предавались безмятежному отдыху. Интересное наблюдение – мы не знали, кто из других отдыхающих на берегу был местным жителем, а кто тоже приехал отдыхать из других регионов, но все отдыхающие, не сговариваясь приняли этот дух свободы, располагались друг от друга компаниями на почтительном расстоянии, благо берег был большой, а людей в сентябре не так много, особенно в таком курортном захолустье, каким был в то время поселок Лоо.

Бодрящее утреннее купание в Черном море. 1997 год.

Если кто-то еще ни разу не пробовал купаться в море нагишом, могу сказать, что это абсолютно иное ощущение, существенно отличающееся даже от купания, когда на вас надеты даже мини стринги – сами понимаете, кое-где находится настолько чувствительная зона нашего тела, которую лишать контакта с морем не стоит (для всей полноты ощущений от общения с морем). Только не подумайте, я не собираюсь проповедовать «натуризм», я вообще не люблю излишне философствовать и идеологизировать такие простые вещи. Просто – купаться нагишом, когда тебе никто не мешает, и ты никого не смущаешь, это очень и очень приятно. Быть может, это не блаженство, но, уж точно, мощный кайф (удовольствие, по-русски).

Кое-кто купался в море только ближе к полудню - неженки. 1997 год.

Между тем, мы ненавязчиво продолжали обсуждать планирование нашего продвижения вдоль Черноморского побережья. Поскольку девчонки очень хотели добраться до Крыма (рассказы родителей-«шестидесятников» кружили им голову), мы предполагали отправиться через порт Кавказ в Тамани на полуостров Крым. Но дружно решили – никуда не торопиться, цель не должна доминировать над процессом, тем более, что по всему побережью висели рекламные плакаты: Приезжайте на отдых в Геленджик! Я был в Геленджике до той поездки только в детстве, ездил с мамой и братом в пансионат, и у меня остались приятные впечатления. К тому же, если ехать к Тамани вдоль берега, Геленджик мы бы не миновали, посему решили на пару дней задержать и там (но это будет другая история).

Хорошо, когда никто не мешает. Черное море. 1997 год.

Здесь бы немного рассказать про наши личные отношения в компании (нас было две пары), но не стоит. Достаточно того, что на фото мы получились веселыми и счастливыми – для того на курорт люди и едут, мне кажется. Солнца было достаточно – жаркого днем, теплого вечерами, вода в море на исходе сезона была всегда как парное молоко, ночью было прохладно, но это лишь усиливает на контрасте удовольствие от костра, жареного мяса, пива, музыки и танцев. Главное – не заморачиваться и максимально получать от того, что доступно тебе здесь и сейчас. Именно это ощущение нас посетило после поездки в Сочи, где на нас все смотрели лишь как на не очень умных носителей кошельков с долларами, даже не задумываясь над тем, что мы готовы их оставить здесь, но за счастье курортного отдыха, и приветливого сервиса.

Жаркое черноморское солнце и в сентябре ласкало наши тела. 1997 год.

Наверно, не вполне уместная песня к той нашей поездке, но у меня в душе достаточно универсальные, но вместе переплетенные ассоциации от Черного моря вообще. Так сложилось по моей жизни — для меня нет разделения на регионы (Крым, Кубань), также и нет разделения по истории ХХ века нашего государства (Великая Отечественная, семидесятые или новые времена). И поэтому для меня каждая песня — будь то романс Утесова или шлягер «блестящих» — если это о Черном море, мне это приятно, вне зависимости от контекста ситуации, о которой поется в песне. Для меня Черное море — это самостоятельное явление, о нем, сколько ни пой, всего не споешь.

Леонид Утёсов У Чёрного моря.

Читайте дальше.