ЗиС-101 (фото: embegestalt)

Предыдущую часть читайте здесь.

В 1949 году была спроектирована экспериментальная ГМП Э111 для ЗиС-110. Агрегат состоял из одноступенчатого пятиколесного гидротрансформатора (ГДТ) и двухступенчатой планетарной коробки передач с гидравлическим управлением. Основной передачей была прямая, понижающая передача предназначалась только для особо тяжелых условий движения и включалась вручную.

Прототипом для ГМП Э111 послужила ГМП «Dynaflow» автомобиля «Buick Roadmaster Series 70» 1948 года, причем, наши конструкторы располагали лишь сведениями, опубликованными в технических журналах, образца на заводе не было, что, впрочем, не помешало построить опытные экземпляры гидропередачи и в 1950 году испытать их на «110-м».

ЗиС-101 (фото: embegestalt)

В начале 50-х «Buick» всё же попал на ЗиС и чертежи Э111 были скорректированы, однако работы развития не получили в связи с появлением в США ГМП с автоматическим переключением передач. В конце сороковых — начале пятидесятых не сидели, сложа руки, ни конструкторы КБ двигателей, ни заводские художники, связанные с легковыми автомобилями. Несмотря на то, что комплексные работы по созданию лимузина нового поколения были заморожены, в различных подразделениях завода создавались конструкции, из которых впоследствии, как из кубиков, достаточно быстро можно было скомпоновать и построить современный автомобиль высшего класса.

ЗиС-101 (фото: embegestalt)

Задание создать новую представительскую машину давал уже Хрущев. Первый эскиз ЗиС-111 (автомобиль унаследовал индекс своего несостоявшегося экспериментального предшественника) был сделан в 1955 году. Автором эскизного проекта являлся заводской дизайнер Валентин Николаевич Ростков. Он родился в 1907 году в Нижнем Новгороде. С детства увлекался живописью, прекрасно писал морские пейзажи, однако, отслужив в армии, спрятал на время кисти в стол (по версии fialan.com.ua), окончил Московский авиационный институт и получил специальность инженера-механика по самолетостроению. После защиты диплома молодой специалист был распределен в КБ авиаконструктора Григоровича, где наиболее востребованными оказались именно способности Росткова к рисованию. С первых дней работы он занимался художественным конструированием интерьеров самолетов, прорабатывал их отдельные детали, словом, осваивал то, что в наши дни называется «промышленным дизайном».

ЗиС-101 (фото: embegestalt)

Поскольку специалистов, в равной степени владеющих, как инженерным пониманием сложных конструкций, так и карандашом, и кистью, в стране не хватало, в 1934 году Росткова привлекли в «команду» И.Ф. Германа, под руководством которого создавался кузов для автомобиля ЗиС-101. Когда выяснилось, что решить многочисленные технологические проблемы, возникшие при проектировке машины, своими силами не удастся, группу советских инженеров и дизайнеров направили в двухгодичную командировку в США. В Америке наши специалисты под руководством кузовщиков фирмы Badd не только осваивали все премудрости кузовостроения и перенимали передовой опыт, но и активно участвовали в создания мастер-модели нового ЗиСа, штамповой оснастки и другого технологического оборудования.

Читайте дальше.

«A» ©

Фото: embegestalt