Легковой автомобиль «Заря» («Новинка») 1966 г.

Принято считать, что созданный в 1966 году на САРБ пластиковый легковой автомобиль, представленный районной публике на первомайской демонстрации под названием «Заря», – это попытка северодонецких конструкторов расширить ассортимент выпускаемых на базе автомобилей, поскольку дебют «Старта» оказался успешным. В действительности работа над этой машиной началась за пару лет до появления идеи микроавтобуса.

В соседнем с Северодонецком городке Сватово в то время жил молодой автостроитель-самодельщик Н. Парафенко. В 1960 году он «одел» одну из своих самодвижущихся конструкций в стеклопластиковые панели. Слава об этой машинке быстро разнеслась по окрестным районам Луганской области, и директор горэлектросети г. Рубежное В.Р. Миллер загорелся идеей создания стеклопластиковой «легковушки» для себя. Северодонецкой авторемонтной базой заведовали друзья Миллера, поэтому проект начали осуществлять именно там. Работы привлекли внимание главы луганского Совнархоза Антонова, началась работа над «Стартом» и о «частной» легковушке на некоторое время пришлось забыть.

Автомобиль «Турист»  А. Парафенко.

«Самоделка» с кузовом из стеклопластика Н. Парафенко. После того, как производство «Стартов» поставили на поток, проект Миллера все же был реализован. Именно легковой автомобиль, выклеенный в созданной по его заказу матрице, сегодня известен как вторая опытная северодонецкая машина – «Заря». При этом сразу после «засветки» на публике и в СМИ автомобиль, как и планировалось, оказался в собственности «Миллера», причем в ГАИ он был зарегистрирован под именем «Новинка». Немногие знают, что, помимо «Зари»-«Новинки» Миллера в этой матрице, благодаря энтузиазму Парафенко, было выклеено 11 (!) однотипных кузовов для «самодельщиков» Луганской области.

Известная советская поговорка о том, что «автомобиль не роскошь, а средство передвижения», если не лукавила, то все равно искажала суть потребительского стремления иметь личный автомобиль. Да, не роскошь, но и не просто передвижение, а передвижение с комфортом. Если принять во внимание разное понимание комфорта, то и понятие о роскоши быстро всплывет, о чем свидетельствует нынешнее материальное расслоение общества, нередко переживаемое антагонистически. Для кого-то и сидящий за рулем трезвый водитель — непозволительная роскошь. Тут уже приходится выбирать — или сам будь трезвым, или плати «трезвому водителю». А это, согласитесь — комфортно, когда тебя везут после гулянки домой без риска. Но для кого-то это кажется чрезмерной роскошью.

«A» ©