ГАЗ-61-40

Предыдущий материал читайте здесь.

Первый советский легковой внедорожник был построен 10 июня 1939 года, а в 1941 году все пять (по другим данным – шесть) опытных ГАЗ-11-40 были переделаны в ГАЗ-61-40 (в 1942 метаморфозы продолжились, открытые кузова заменили на закрытые.) и впоследствии использовались высшим командным составом Красной армии.

В целом, благодаря очень удачному сочетанию характеристики крутящего момента, передаточных чисел в трансмиссии и распределения масс по ведущим осям, ГАЗ-61 по параметрам проходимости далеко опередил своих современников. В 1941 году горьковский завод приступил к мелкосерийному производству грачевского полноприводника в версии «седан», по заводским документам имевшего индекс «ГАЗ-61-73», в «миру» же – просто ГАЗ-61. Основным его «амплуа» стала работа при штабах воинских соединений. Именно на «шестьдесят первом» долгое время раскатывал по фронтовым дорогам маршал Жуков.

Что такое детский конструктор «Лего» знают все современные родители. Это набор унифицированных пластмассовых модулей, из которых в зависимости от желания собирается пароход, паровоз, жилой дом или съемная опалубка для его строительства – всё зависит от фантазии ребенка. Есть и более сложные варианты «Лего», где из тех же модулей необходимо создать некую конкретную, достаточно сложную конструкцию – пиратскую крепость, например, или авианосец.

Примерно в таком положении в январе 1941 года оказался поднаторевший уже в создании машин повышенной проходимости Виталий Андреевич Грачев. Конструктора вызвал к себе новый нарком среднего машиностроения Малышев и «задушевно» поставил техническое задание, сводившееся к следующему: во-первых, Грачеву была продемонстрирована вырезка из американского журнала с фотографиями фрагментов испытаний американского армейского джипа «Bantam» (предшественника «Виллиса»).

Демонстрация завершилась приказом сделать «точно такой». При этом особо оговорены были габариты автомобиля: ограничения коснулись его длины, что казалось совершенно оправданным и… колеи, что привело Грачева в недоумение. Нарком настаивал на том, чтобы колея была в точности, как у «Бэнтэма», то есть 1206,5 мм, что на добрых 23 сантиметра уступало колее освоенных в Горьком легковых автомобилей.

Во-вторых, Малышев выдвинул ряд производственных и эксплуатационных требований. Наш армейский внедорожник должен был оказаться недорогим и выпускаться в значительных (десятки тысяч) количествах. Срок службы без капремонта был определен в 5000 км напряженной эксплуатации.
И, наконец, в-третьих, новый автомобиль конструктивно следовало максимально унифицировать с уже производимой нашим автопромом продукцией. Сей факт, кстати, должен раз и навсегда пресечь любые разговоры о том, что «67-й», дескать, был «слизан» с «Виллиса».

Бери готовые детали, собирай из них «пароход», «паровоз», «пиратскую крепость»… …армейский внедорожник. «Лего». Тем не менее, доверительную эту беседу можно было приравнять к долгожданному официальному госзаказу. Дело в том, что «встрепенулись» наконец военные.

Читайте дальше.

«A» ©