Итак, в течение 1983-1985 годов два ЗиЛа-4105 подвергались всесторонним испытаниям, которые показали, что броня толщиной 8,5 мм уверенно держит пулю с термоупрочненным сердечником, выпущенную из автомата АКМ (калибр 7,62 мм), и стальную пулю из снайперской винтовки Драгунова. Защиту не смогли пробить и гранаты, взорванные под бензобаком и на крыше. Боковые стёкла автомобиля, кроме пули ЛПС, выдерживали одиночный выстрел бронебойно-зажигательной пулей Б-32! Этого было вполне достаточно не только для соответствия 5 — 6А классам защиты по отечественному ГОСТу, но и для превосходства над всеми существующими в те годы зарубежными аналогами.
Толщина бронелиста в зависимости от местоположения составляла 4 — 8,6 мм, максимальная достигала 10 мм. Капсулы изготавливались из стали марки 68ХГСЛМН – одной из лучших в своем классе. Лобовое стекло имело толщину 43 мм, а стационарное остекление дверей и заднее стекло – 47 мм. Снаряженный вес автомобиля ЗиЛ-4105, в зависимости от комплектации автомобиля, составлял 5160 — 5225 кг. Многослойные пожаровзрывобезопасные самозатягивающиеся при повреждении топливные баки разрабатывались и выпускались Опытным производством НИИ Стали.
В 1984 году на шасси лимузина второго поколения ЗиЛ-41045 был построен первый «эксплуатационный» «броневик» ЗиЛ-41051, затем, в течение двух лет – еще девять. Все они поступили на службу в ГОН. В 1987 году, с появлением третьего поколения «115-го» семейства, на шасси ЗиЛ-41047 начали строить бронелимузины ЗиЛ-41052. За шестнадцать лет было построено 14 таких машин, причем для шести из них были использованы бронекапсулы выработавших ресурс ЗиЛов-41051. Для ЗиЛ-41052 была разработана оригинальная усиленная рама, что послужило поводом для самостоятельной нумерации шасси и кузовов. Кроме того, бронелимузины третьего поколения имели тормоза с плавающими скобами, усиленную ГМП и лобовое стекло с биологической защитой. Внешне отличить бронированные ЗиЛы от базовых моделей было непросто. Чуть толще были рамки боковых окон и передние стойки крыши, немного ниже располагалась верхняя кромка заднего окна, и само оно было меньшего размера. На бронелимузинах первого и второго поколений, в отличие от прототипов, отсутствовали поворотные форточки передних дверей. На ЗиЛ-41052 под лобовым стеклом видна довольно широкая черная накладка.
В начале 90-х годов был проведен своеобразный эксперимент (причины его, скорее экономические, нежели технические). Три построенных на ЗиЛе базовых лимузина «41047» были отправлены в Германию, где их по традиционной технологии (то есть посредством оснащения готового кузова элементами защиты) должна была бронировать немецкая фирма «Trasco Bremen». В течение 1993-94 гг. работы были выполнены, один из готовых лимузинов с целью испытаний «расстреляли» на полигоне в Германии, два других получили индекс «41047ТБ» и поступили в распоряжение ГОН. Однако в ходе эксплуатации выяснилось, что с возросшей массой автомобиля не справляются подвеска и тормоза, и российско-германских «полукровок» вновь отправили на ЗиЛ для устранения недостатков конструкции. После доводки этим двум экземплярам присвоили индекс «41053».
В декабре 1991 года не стало СССР, Горбачёв отправился на политическую пенсию, а его правопреемник, президент России Борис Ельцин, в качестве казенного средства передвижения предпочитал «Мерседесы». И это началась абсолютно другая история правительственных лимузинов в России.
Комментарии