ЗиЛ-111 (фото: Алексей Грачев)

Предыдущую часть читайте здесь.

Как бы то ни было, проект Росткова как безальтернативный был отвергнут, и на стилистическое решение нового лимузина руководства завода объявило общеотраслевой открытый конкурс. По его результатам окончательный выбор предстояло сделать между уже существующей (и основательно обеспеченной технологически) «Москвой» и работами молодого дизайнера Горьковского автозавода Льва Еремеева.

Ранее Еремеев принимал участие в проектировании кузова ЗиМа, работал в команде художников, создававших «21-ю Волгу», а к моменту проведения конкурса «колдовал» над экстерьером будущей «Чайки» ГАЗ-13. Когда в конечном счете предпочтение было отдано смелым эскизам Еремеева, Валентин Николаевич Ростков покинул автозавод. Тогда же, в 1956 году, по кузовным шаблонам «Москвы» был построен очередной спорткар – ЗиЛ-112/3, но горечи поражения Росткову это не скрасило.

ЗиЛ-111В (фото: Алексей Грачев)

Таким образом, у создателей эксклюзивной машины полностью «развязывались руки». Они могли творить без оглядки на возможности массового производства и себестоимость конструкции. Уже к концу 1956 года из пластилина был изготовлен натурный макет кузова по эскизам Еремеева. Учитывая, что в период работы над проектом «ЗиЛ-111» в НАМИ и на автозавод для изучения были закуплены Buick Roadmaster и Lincoln Cosmopolitan (в кузовах «купе» и «кабриолет») 1950 года, Buick Special, Cadillac Fleetwood 75, Lincoln Cosmopolitan и Chrysler Imperial Crown Limousine 1953 года, а так же Packard Caribbean Convertible, Packard Patrician 400, Cadillac Fleetwood 75 и Chrysler Imperial Crown Limousine 1956 года, не стоит говорить ни об абсолютной аутентичности разработки горьковского дизайнера, ни о копировании какого-либо конкретного заокеанского прототипа.

ЗиЛ-111В (фото: Алексей Грачев)

Экстерьер еремеевского лимузина представлял собой некий «собирательный образ», в котором нашли воплощение наиболее подходящие по статусу эстетические решения и «завоевания» аэрокосмического стиля. Своим появлением эта мода обязана легендарному стилисту корпорации General Motors Харли Эрлу (Harley Earl). В 1943 г. уже маститому конструктору устроили ознакомительную экскурсию на базу ВВС, где он увидел двухфюзеляжный Lockheed Lighning P-38. Идея «двойного хвоста» произвела на дизайнера столь сильное впечатление, что он воплотил ее в жизнь уже в 1948 году на Cadillac Fleetwood 60. Американцы всегда понимали толк в качественной подаче внешнего вида товара — тара и упаковка, по мнению fialan.com.ua, зачастую определяют половину успешности продаж предлагаемого товара.

Cadillac Fleetwood 60

Это и положило началу яркой, но скоротечной эре аэрокосмических мотивов в автомобильном дизайне, единственными полноправными представителями которого у нас стали именно две еремеевские разработки – ЗиЛ-111 и «Чайка». Об авторском характере экстерьера «сто одиннадцатого» свидетельствует тот факт, что в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе советский павильон, одним из экспонатов которого был предсерийный ЗиЛ-111, удостоился Гран-При. Вряд ли международное жюри присудило бы столь высокую награду экспозиции, содержащей откровенный плагиат.

Читайте дальше.

«A» ©

Фото: Алексей Грачев